Текстовые отгрузки с терминала «Лавна» запланированы на конец 2023 года
Готовность Мурманского транспортного узла (МТУ), включающего портовую и железнодорожную инфраструктуру, составляет к текущему дню 80%. С вводом объекта в эксплуатацию к 2030 году оборот морского порта Мурманск вырастет на 43% — до 80 млн тонн. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал губернатор Мурманской области Андрей Чибис на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023).
«К концу 2023 года начнутся тестовые отправки грузов с терминала «Лавна», а в 2024 году будет завершен первый этап проекта. В 2022 году грузооборот порта вырос на 5% — до 56 млн тонн, а к 2030 году прогнозируется рост до 80 млн тонн», — глава региона. По его словам, часть этого грузопотока обеспечивают инвестпроекты, которые реализуются в регионе в рамках преференциальных режимов, такие как, например, завод «НОВАТЭКа» по серийному производству линий сжижения природного газа (СПГ). В целом, благодаря господдержке, ВРП региона за 4 года вырос на 19,8%, объемы промышленного производства на более 10%. По мнению губернатора, одна из основных проблем для развития региона в ближайшей перспективе — это миграция и дефицит кадров из-за условий жизни и качества образования.
Как отметил в свою очередь министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, программа дальневосточных субсидий распространена на арктическую зону, с небольшим ресурсом около 7,5 млрд руб. Для сравнения, программа «Норникеля» по реновации Норильска, включая инвестиции в образование, составляет 120 млрд рублей.
Как писал «ПортНьюс», реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» ведется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы» и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ на период до 2024 года. Основные ожидаемые результаты реализации проекта: увеличение провозной способности железнодорожных подходов к угольному терминалу «Лавна» (Мурманск) в 2024 году до 18 млн тонн в год; создание круглогодично действующего глубоководного морского хаба — центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, морской порт «Лавна», интегрированного в международный транспортный коридор (МТК) «Север–Юг».
Для комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ) правительство России выделило 37,7 млрд рублей.