Судно построено Онежским ССЗ по заказу ГК «Русский краб»
Государственный флаг поднят на головном краболове проекта ССа 5712LS «Капитан Александров», построенном по заказу группы компаний «Русский краб» Онежским судостроительно-судоремонтным заводом (ОССЗ). Торжественная церемония прошла в Санкт-Петербурге 14 июня 2023 года, в первый день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023), сообщает пресс-служба группы.
В мероприятии участвовали статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, член Совета Федерации Константин Долгов, представители верфи и компании-заказчика.
«Капитан Александров» — головное судно серии судов, предназначенных для добычи и перевозки живого краба. Заказ на строительство выполняется в рамках программы инвестиционных квот, направленной на обновление отечественного промыслового флота и повышение эффективности освоения ценных национальных биоресурсов. Краболов был заложен в июне 2020 года, спущен на воду в январе 2022 года.
«Обновление промыслового флота — один из стратегических приоритетов нашего государства. Прежде всего — это обеспечение продовольственной безопасности. Второе — мы развиваем наши компетенции и расширяем горизонт технологий в области гражданского судостроения в целом. Повышается безопасность мореплавания, улучшаются условия труда экипажей. И самое главное — это путь к обеспечению технологической независимости российского судостроения», — приводятся слова Виктора Евтухова.
«Поднятие Государственного флага на судне означает, что его строительство полностью завершено и оно готово к выходу на промысел. Я хочу пожелать членам экипажа хороших уловов, безопасного плавания. Команде «Русского Краба» — хороших финансовых показателей, от которых зависит продолжение строительства краболовов, которые запланированы в рамках программы инвестиционных квот», — сказал Илья Шестаков.
Как отметил генеральный директор ГК «Русский краб» Александр Сапожников, «такие суда, безусловно, нужны». «Мы должны научиться делать такие суда сами, без посторонней помощи или с минимальной посторонней помощью. Это сейчас задача номер один, стоящая перед каждым, кто заинтересован в будущем нашего государства», — добавил он.
В проект судов серии заложены инновационные для российской крабопромысловой отрасли решения, в том числе цифровой мониторинг всех критически важных параметров работы судна и хранения живого краба с возможностью передачи данных на мостик и на берег в онлайн-режиме.
В числе особенностей судна названа система для хранения живой продукции. Она представляет собой 32 независимых танка, расположенных в двухуровневом трюме. Каждый танк оснащен оборудованием для контроля температуры, солености и содержания кислорода в воде, что позволяет обеспечить сохранность продукции на уровне не менее 98%. Емкость трюма по живой продукции составляет 110-120 тонн.
Краболов также отличают повышенный ледовый класс Ice2; система резервного электродвижения; большая промысловая палуба, способная разместить на 65% больше промыслового оборудования, чем суда действующего флота. Жилые и общественные помещения судна эргономичны и комфортны для экипажа.
В ближайшее время судно осуществит переход по Северному морскому пути (СМП) к месту промысла — на Дальний Восток. Оно будет работать в акваториях Берингова, Охотского и Японского морей.
Краболовное судно названо в честь прославленного капитана дальнего плавания Георгия Ивановича Александрова (1882-1939 годы). Выходец из петербургской морской семьи, воспитанник Морского кадетского корпуса, офицер военного флота в чине капитана I ранга. С 1903 года он служил на Дальнем Востоке. В 1928 году принимал сухогруз «Чейз», купленный в США для переоборудования под краболов «Камчатка». Став капитаном этого судна, Александров немало сделал для организационного развития крабового промысла. Имел военные и отраслевые награды.
Основные характеристики судна: длина — 57,7 м; ширина — 12,6 м; автономность — 40 дней; скорость полного хода — 12,6 узла; мощность главного двигателя — 1620 кВт; мощность носового подруливающего устройства — 400 кВт; вместимость экипажа — 24 человека; объем танков для перевозки живого краба — 440 куб. м; емкость по живому крабу —110-120 тонн.
АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» основано в 2002 году на базе судоремонтных мощностей Беломорско-Онежского пароходства, образованного в 1944 году. С 2014 года единственным участником АО «ОССЗ» является ФГУП «Росморпорт», которое осуществляет проект по развитию собственного судостроительного и судоремонтного предприятия. С 2003 года завод строит суда «под ключ». ОССЗ имеет опыт строительства сухогрузных судов дедвейтом до 5500 тонн, дноуглубительных судов, судов технического флота.
ГК «Русский краб» — одна из ведущих крабопромысловых компаний России, крупнейшая на Дальнем Востоке. Действующий флот компании составляют 32 судна, в настоящий момент это самый большой в стране крабопромысловый флот. В 2023 году группа владеет правами на добычу около 12 тыс. тонн краба в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. С 2020 года компания реализует программу по строительству 10 краболовных судов: семь из них предназначены для вылова и перевозки живого краба, еще три — краболовы-процессоры для вылова и переработки улова в готовую продукцию на бортовой фабрике. Контракты на строительство заключены по итогам аукциона 2019 года о закреплении и предоставлении доли квот, на котором ГК «Русский краб» приобрела 10 лотов на добычу промыслового краба.
Фотографии ГК «Русский краб» и АСРФ