Доля СПГ в общем увеличении спроса на газ оценивается в 70-80%
Мировой рынок сжиженного природного газа (СПГ) к 2030 году может вырасти, по максимальным прогнозам, до 54% и достичь 800 млрд куб. м. Доля СПГ в общем увеличении спроса на газ к 2030 году оценивается в 70-80%. Такие данные содержатся в статье вице-премьера РФ Александра Новака в журнале «Энергетическая политика».
«На сегодняшний день в мировом топливно-энергетическом балансе доля углеводородов составляет 82%. Несмотря на сохранение целей по декарбонизации, высокая потребность в традиционных энергоресурсах в ближайшие десятилетия сохранится. Спрос на энергию по сравнению с 2021 годом может вырасти до 19% к 2030 году и до 31% к 2050 году», — сказано в статье.
Вице-премьер отмечает, что в перспективе ожидается увеличение доли газа как переходного топлива. Рост спроса на газ к 2030 году составит до 10%, который будет обеспечен за счет увеличения его использования в промышленности и энергетическом секторе на фоне декарбонизации. Повышение спроса также ожидается за счет потребления газа в Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
«Развивается сотрудничество с партнерами из АТР в части СПГ-проектов. Обсуждается возможность заключения новых долгосрочных контрактов на поставки СПГ, в том числе с перспективных проектов, а также долевого участия в ряде предприятий СПГ... Совокупный объем экспорта газа на Восток к 2030 году вырастет до 170 млрд куб. м, что более чем в 5 раз выше показателей с 2021 года», — добавляет заместитель председателя российского правительства.
В 2022 году мировой спрос на нефть составил 99,6 млн б/с (+2,6% год к году). В 2023 году ожидается рост спроса до 101,9 млн б/с (+2,3 млн б/с). Основной рост спроса на нефть придется на страны АТР (до 1,6 млн б/с). По прогнозам, к 2030 году предполагается дальнейший рост спроса на нефть, при этом АТР обеспечит около 60% роста.
«Что касается востребованности угля, то, несмотря на то, что потребность в нем в глобальном потреблении сократится, по максимальным прогнозам, на 14% к 2030 году и на 49% к 2050 году, в ряде регионов будет наблюдаться противоположная тенденция. В перспективе до 2050 года ожидается рост спроса в Индии и Юго-Восточной Азии, а также на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. При этом прогнозная структура мирового потребления угля к 2040 году характеризуется уменьшением доли энергетического за счет роста доли металлургического угля (с 13 до 17%)», — пишет Александр Новак.
Он также отметил, что, несмотря на текущее замедление энергоперехода на фоне высокой инфляции и роста цен на энергоресурсы, к 2030 году потребление ВИЭ может увеличиться до 80% и более чем в 2-3 раза к 2050 году. «Полный переход на альтернативные источники энергии оставляют своим приоритетом преимущественно страны ЕС. В то же время другие крупные экономики мира ориентируются не только на «зеленую» повестку, но и на стабильное обеспечение доступным сырьем своих потребителей», — добавляет он.
Говоря о диверсификации экспорта российских энергоресурсов, вице-премьер перечислил имеющуюся энергетическую инфраструктуру в страны Азии, в том числе нефте- и газопроводы «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Сила Сибири», а также проект «Ямал СПГ».
«Уже в мае 2022 года поставки нефти из России в страны Азии впервые превысили объемы, направляемые в Европу. По итогам 2022 года рост экспорта нефти в дружественные страны составил 76% г./г., нефтепродуктов — 20% г./г., газа (трубопроводный газ и СПГ) — 8% г./г. Всего с западных рынков на восточные в прошлом году было перенаправлено почти 40 млн тонн нефти и нефтепродуктов», — отметил он.
По его словам, «в разы вырос экспорт российских энергоресурсов в Индию и Китай». Россия находится на втором месте среди поставщиков нефти в Китай и на первом месте по отгрузке нефти в Индию, занимает второе место по поставкам трубопроводного газа и четвертое по объему экспорта СПГ в Китай.
Так, по сравнению с 2021 годом поставки нефти в Индию в 2022 году увеличились в 19 раз — до 41 млн тонн, угля — в 3 раза, до 20 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов в Индию за 2022 год достиг уровня 6,2 млн тонн (в 2021 году — 3,1 млн тонн).
Экспорт СПГ из России в Китай за 2022 года составил 6 млн тонн (+35,2% к 2021 году). На четверть увеличен экспорт угля — до 67,1 млн тонн, на 28% — нефти (до 89 млн тонн).
«В текущем году эта тенденция продолжится. Из 223 млн тонн нефти и нефтепродуктов, которые экспортировались в западном направлении, останется только 87 млн тонн (или всего 40%)», — пишет Александр Новак.
Он отмечает, что в прошлом году было получено более 20 заявок из различных стран, в первую очередь азиатских, на поставки нефти, нефтепродуктов и СПГ. То есть, по его мнению, «имеется существенный потенциал расширения географии экспорта».
Он напоминает, что в декабре 2022 года был утвержден план по развитию инфраструктуры экспорта российской нефти на период до 2026 года. Для увеличения поставок нефти в страны АТР за год «Транснефть» нарастила мощность перевалки нефти в порту Козьмино до 42 млн тонн. К 2026 году мощности магистральных нефтепроводов планируется расширить на 32 млн тонн. Всего будет построено 600 км нефтепроводов.
Для наращивания торговли углем рассматривается проект межправительственного соглашения с Китаем о сотрудничестве в угольной сфере. Документ предусматривает возможность поставки угля и продуктов его переработки в КНР в объеме не менее 100 млн тонн в год.
По его словам, одним из перспективных направлений также является Вьетнам, где прогнозируется рост импорта угля для удовлетворения внутреннего промышленного спроса. Согласно проекту стратегии развития угольной промышленности Вьетнама, страна будет импортировать 50-83 млн тонн угла в год в период 2025-2035 годов.
Продолжается развитие транспортных коридоров, в том числе МТК «Север — Юг» и Северного морского пути. В ходе государственного визита лидера КНР в Москву было принято решение о создании российско-китайской рабочей группы по развитию маршрута.
Для беспрепятственного доступа российского нефтяного сырья на рынки рассматривается возможность создания с дружественными государствами новой системы клубов взаимного страхования и перестрахования рисков перед третьими лицами (P&I страхования). Александр Новак отмечает, что «новый механизм не будет подвержен рискам в виде незаконных санкционных ограничений». В рамках создания альтернативной системы страхования грузоперевозок имеется большой потенциал в части использования банковской гарантии вместо страховки для покрытия ответственности грузоперевозчиков.