Долгосрочные ледовые прогнозы в настоящее время оправдываются на 85%
Для обеспечения безопасной и коммерчески оправданной навигации на трассе Северного морского пути (СМП) необходима своевременная гидрометеорологическая информация и выбор оптимального маршрута плавания. В настоящее время краткосрочные (до 5 суток) прогнозы распределения и дрейфа льда оправдываются на 93%, долгосрочные (от 15 суток до 6 месяцев) — на 85%. Такие данные сообщил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров министру по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексею Чекункову, сообщает пресс-служба ААНИИ.
Алексей Чекунков посетил институт с рабочим визитом, главной темой встречи стала организация круглогодичной навигации на трассе Севморпути. Министр напомнил о реализации комплексного плана развития Северного морского пути до 2035 года, согласно которому в следующие 12 лет планируется перевезти более 1 млрд тонн грузов. «На восточном направлении природа ставит препятствия такого характера и масштаба, что важно хорошо все отмерить — и даже не 7 раз, а больше. Из космоса, с воды, с земли, всеми способами — дистанционными, полевыми. Грузопоток по СМП, безопасность судоходства напрямую зависит от качества научно-исследовательской работы, гидрометеорологического обеспечения навигации, прогнозов ледовой обстановки», — отметил Алексей Чекунков.
Протяженность восточных маршрутов трассы СМП в 5-6 раз больше западных. Мониторинг ледяного покрова необходимо вести по всей акватории Севморпути, площадь которой на порядок больше площади юго-западной части Карского моря. «Как правило, ледовые условия в восточном районе значительно тяжелее, чем в западном. Продолжительность плавания на восток составляет от полутора до двух недель, что существенно превышает заблаговременность детальных прогнозов. Для обеспечения безопасной и коммерчески оправданной навигации на трассе Севморпути необходима своевременная гидрометеорологическая информация и выбор оптимального маршрута плавания, который может быть составлен исключительно на основе качественного ледового прогноза… Организация круглогодичного судоходства в арктических морях потребует от нашего института круглосуточной работы семь дней в неделю, но мы к этому готовы», — сказал директор ААНИИ Александр Макаров.
Участники встречи также обсудили вопросы подготовки кадров. Как отметил Александр Макаров, в ААНИИ реализуется программа целевой подготовки молодых кадров, создана система наставничества.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана, соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.