Проект закона о системе государственного экологического мониторинга на СМП представят до конца июля — Минприроды
Система обеспечит достоверную и полную информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, текущую и экстренную информацию природных явлений
Минприроды с Росгидрометом и Росатом подготовили проект концепции системы государственного экологического мониторинга в акватории Северного морского пути (СМП). Проект федерального закона будет разработан и представлен до конца июля 2023 года, заявил министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов в ходе круглого стола «Сохранение Арктики и Антарктики: новые вызовы и перспективы развития». Об этом сообщила пресс-служба министерства. Круглый стол состоялся в рамках X Невского международного экологического конгресса.
Проект концепции «должен обеспечить всех заинтересованных пользователей достоверной и полной информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, текущей и экстренной информации природных явлений. До конца июля разработаем и представим проект федерального закона», — отметил глава Минприроды России.
Также на заседании обсудили научную работу, которую ведут российские ученые на Северном и Южном полюсах. Так, в Северном Ледовитом океане действует единственная в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Прочность корпуса такая, что она может на два года вмерзнуть в лед и дрейфовать. Это позволит попасть в те уголки Арктики, где вообще никто не бывал.
«Основная задача платформы – стать ключевой точкой сбора информации о природной среде, которая нужна для создания моделей погоды и климата. Данные с платформы будут подгружаться в систему «Север» Росгидромета. Ей пользуются все компании, работающие на Северном сорском пути. В частности, и Росатом, где сконцентрирован весь ледокольный флот. Система необходима для перехода к круглогодичной навигации по СМП. Кроме того, на платформе выполняют подспутниковые эксперименты. То есть верифицируют и калибруют снимки из космоса. Также ученые регулярно берут, и анализируют пробы воды, снега, льда на загрязнение тяжелыми металлами и нефтепродуктами. В пробах воздуха определяют содержание аэрозолей, в том числе сажи. Исследуют парниковые газы», — отметил Александр Козлов.
Всего ученые выполняют около 50 видов исследований и анализов. Министр подчеркнул, что уникальная платформа может стать площадкой для мировой науки в Арктике. Но северные широты важны не только для исследований. Перспективам развития транспортного коридора также сегодня уделяется большое внимание. Для обеспечения экологического мониторинга северного морского пути Минприроды России вместе с заинтересованными ведомствами готовит соответствующую нормативную базу.
Не останавливается работа и на Южном полюсе. В Антарктиде при температуре минус 78 градусов идет строительство нового зимовочного комплекса «Восток».
«Все материалы для стройки доставлены морским путём на танкерах. Сейчас уже собрано три модуля из пяти. Это жилой комплекс, лаборатория, электростанция и гараж. Всего станция будет состоять из пяти блоков – почти пятиэтажный дом. В эксплуатацию новый Восток введем в 2025 году. Эта станция единственная, которая находится не на побережье, а в центре материка. Рядом с ней — подледниковое озеро, проникновение в которое стало важнейшим научным достижением мирового уровня на современном этапе», — сообщил министр.
Сейчас на континенте у России работает пять сезонных баз и пять круглогодичных станций. Кроме того, в этом году началось строительство нового научно-экспедиционного судна «Иван Фролов», которое будет обеспечивать доставку специалистов и грузов к белому континенту. Это будет пять в одном: танкер, ледокол, научное, пассажирское и грузовое судно. Его строят в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях». Планируется, что в первый рейс «Иван Фролов» выйдет в 2028 году.