Для перевалки белорусских экспортных грузов используется около 20 российских портов
Белоруссия проработала транспортно-логистические схемы доставки экспортной продукции в направлении стран Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также с использованием международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг». Об этом заявил первый заместитель премьер-министра республики Николай Снопков на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, сообщает «Белта».
При этом Николай Снопков отметил, что санкционное давление сохраняется на все виды транспорта. «Правительством оперативно проведена работа по переориентации с прибалтийских и украинских портов на порты РФ. При 4-5 использовавшихся ранее портах для перевалки белорусских экспортных грузов мы используем около 20 портов. Проработаны схемы доставки продукции ускоренными контейнерными поездами, в том числе в направлении Китая», — сказал он.
По данным первого вице-премьера, экспортные перевозки контейнеров с продукцией белорусских предприятий в Китай за 2022 год увеличились в 5 раз относительно 2021 года, за первый квартал 2023 года — более чем в 3 раза.
Как писало ИАА «ПортНьюс» ранее, потенциальный объем белорусских грузов в портах России оценивается в 30 млн тонн в год. В настоящее время белорусские внешнеторговые грузы доставляются через 20 российских портов в Балтийском, Азовском, Каспийском и Черноморском бассейнах. Наиболее используемые: Большой порт Санкт-Петербург, порты Усть-Луга, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ейск, Астрахань и Оля.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил 18 мая 2023 года, что грузопоток по МТК «Север — Юг» к 2030 году может вырасти до 35 млн тонн. Ранее называлась цифра в 32 млн тонн.