1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. ИМО рассмотрела вопросы внедрения инновационных систем навигации и связи в морской отрасли

23 мая 2023   18:09

ИМО рассмотрела вопросы внедрения инновационных систем навигации и связи в морской отрасли

В том числе рассмотрены перспективы внедрения системы NAVDAT для использования в рамках ГМССБ

Фото с сайта Морспасслужбы

В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО, IMO) прошла 10-я сессия подкомитета ИМО по мореплаванию, связи, поиску и спасанию (NCSR10). Как сообщает пресс-служба Морспасслужбы, представители которой принимали участие в сессии, подкомитет сосредоточил внимание на рассмотрении инновационных систем навигации и связи, разработке соответствующих требований и рекомендаций к оборудованию, с целью создания условий для скорейшего внедрения новых более эффективных технических решений в морской отрасли.

В работе Подкомитета приняла участие российская делегация под председательством Ю.С. Меленаса – постоянного представителя Российской Федерации при ИМО и участников постоянного представительства Российской Федерации при ИМО и подведомственных организаций Федерального агентства морского и речного транспорта – ФГБУ «Морспасслужба»; ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова»; ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»; МГУ ВО «ГМУ им. адм. Г.И. Невельского»; ФГУП «Росморпорт»; ФАУ «Российский морской регистр судоходства», а также лаборатории морских информационных спутниковых систем АО «ЦНИИМФ».

В частности, подкомитет рассмотрел перспективы внедрения цифровой широкополосной навигационной системы NAVDAT для использования в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), в том числе с целью передачи информации о безопасности мореплавания с береговых станций на суда и информации по поиску и спасанию. NAVDAT позволит передавать больший объем информации с более высокой скоростью, а приемная аппаратура обеспечит более удобное отображение получаемых данных.

Подкомитет приступил к разработке технико-эксплуатационного стандарта судового оборудования для приема информации с помощью системы NAVDAT. На данный момент внедрение и использование системы предполагается на добровольной основе, однако подкомитет планирует обсудить возможность и условия перехода от существующей системы передачи информации о безопасности мореплавания (НАВТЕКС) на NAVDAT в будущем.

Также подкомитет рассмотрел еще одно инновационное решение — систему обмена данными в диапазоне очень высоких частот (VDES). VDES представляет собой усовершенствование существующей автоматической идентификационной системы (АИС) и обеспечивает двухстороннюю передачу большего объема и номенклатуры данных между судами, наземными станциями и спутниками.

Рассмотрев различные аспекты и особенности внедрения VDES, подкомитет приступил к подготовке поправок к Конвенции СОЛАС для создания возможности использовать VDES в качестве альтернативы АИС, получения необходимого практического опыта эксплуатации, который ляжет в основу будущих решений ИМО по всеобъемлющей интеграции VDES, в том числе и как компонента ГМССБ.

Подкомитет продолжил работу по актуализации эксплуатационных требований к радио и навигационному оборудованию, установка которого требуется на судах в соответствии с Конвенцией СОЛАС.

По итогам сессии были одобрены обновленные эксплуатационные стандарты для электронно-картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС), пересмотренные технико-эксплуатационные требования к аварийным радиобуям второго поколения системы КОСПАС-САРСАТ.

Подкомитетом также была проведена работа по совершенствованию существующих и разработке новых рекомендательных документов ИМО по отдельным направлениям мореплавания, связи, поиска и спасания. В частности, было одобрено руководство для служб поиска и спасания по внедрению системы автоматического слежения за воздушными судами, существенно доработаны рекомендации по гармонизации требований ГМССБ к радиоустановкам на судах.

В развитие решения комитета по защите морской среды (КЗМС) ИМО 2022 года о целесообразности создания особо уязвимого морского района (ОУМР) в Северо-Западной части Средиземного моря, подкомитет согласовал перечень конкретных навигационных мер, которые будет рекомендовано применять в этом районе для предотвращения столкновений с китообразными. В перечень мер вошли снижение скорости судна в пределах ОУМР, обмен информации между судами об обнаружении мест скопления китообразных, информирование береговых служб и Международной китобойной комиссии о случаях столкновений судов с китообразными.

Решение о назначении ОУМР совместно с разработанными подкомитетом NCSR рекомендательными мерами планируется принять на очередной сессии КЗМС в июле 2023 года.