1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Железная дорога Решт ‒ Астара позволит увеличить транзитные перевозки России и Ирана до 15 млн тонн —...

17 мая 2023   19:00

Железная дорога Решт ‒ Астара позволит увеличить транзитные перевозки России и Ирана до 15 млн тонн — Александр Новак

Соглашение о строительстве дороги было подписано 17 мая при участии глав двух государств

Фото с сайта правительства РФ

После реализации строительства железной дороги Решт — Астара грузооборот России и Ирана по железной дороге составит не менее 15 млн тонн в год по объему транзитных грузов с перспективой расширения. Об этом сообщил вице-премьер России Александр Новак по итогам подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве при создании в Иране железной дороги Решт — Астара, сообщает пресс-служба правительства РФ.

Церемония подписания межправительственного соглашения о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт — Астара на территории Ирана для развития перевозок по международному транспортному коридору (МТК) «Север — Юг» состоялась 17 мая. Формирование МТК инициировано в целях реализации стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона, а также для организации транзитного сообщения Северной и Западной Европы со странами Закавказья, Персидского залива и Южной Азии.

«Это очень важное соглашение, которое позволяет нам перейти на новый этап развития сотрудничества в транспортной области. Следующий этап — строительство участка магистрали Астара — Решт протяженностью 162 км, который замкнет железнодорожное сообщение по территории России, Азербайджана и Ирана от Усть-Луги и Санкт-Петербурга до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе. Как только этот проект будет реализован, у нас появится сквозной маршрут транзитных поставок продукции в Европу и на рынки стран Персидского залива. По сути, это глобальное изменение логистических цепочек. После реализации проекта грузооборот России и Ирана по железной дороге составит не менее 15 млн тонн в год по объему транзитных грузов с перспективой расширения. Этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу», — заявил Александр Новак

Вице-премьер в время рабочего визита в Иран также провел рабочую встречу с сопредседателем межправительственной комиссии по основным вопросам торгово-экономического сотрудничества двух стран, министром нефти Ирана Джавадом Оуджи. Переговоры были посвящены вопросам совершенствования таможенного сотрудничества, взаимодействия в области торговли, промышленности, машиностроения в ТЭК, сельского хозяйства, фармацевтики, судоходства и авиастроения, организации работы Российского экспортного центра в Иране. На встрече также шла речь о ходе подготовки соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном.

Отмечается, что по итогам 2022 года товарооборот России и Ирана вырос на 20,2% и приблизился к отметке в $5 млрд.

Как сообщало ИАА «ПортНьюс», в церемонии подписания межправсоглашения о создании железной дороги Решт — Астара по видеосвязи участвовали президенты России и Ирана Владимир Путин и Эбрахим Раиси. Как заявил глава российского государства, железнодорожная линия протяженностью 162 км поможет диверсифицировать глобальные транспортные потоки. По его данным, доставка грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи займет около 10 суток против 30-45 суток по традиционным торговым маршрутам в настоящее время.

Международный транспортный коридор «Север ‒ Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.

Ожидается, что к 2030 году перевозки российских грузов по МТК «Север ‒ Юг» возрастут почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.