Доля иностранного программного обеспечения в машиностроении составляет около 70%
Общая сумма грантовой поддержки Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) в шести отраслях промышленности в 2022-2023 годах составляет 14,9 млрд рублей. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал генеральный директор фонда Александр Павлов на конференции «Информационные технологии в машиностроении» в Москве.
По его словам, всего по направлению «Внедрение» в машиностроении в 2022-2023 годах РФРИТ поддержал 17 проектов (из них 15 особо значимых) на общую сумму 14,9 млрд рублей. Направление охватывает судостроение, железнодорожное машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, двигателестроение и ракетно-космическое машиностроение. Как объясняет руководитель РФРИТ, поскольку одна из актуальных задач — это замещение иностранных PLM-систем («управление жизненным циклом изделия»), фонд поддержал 9 PLM-проектов, а также 3 проекта, обеспечивающих моделирование сложных математических и физических расчетов изделий, и 2 системы, управляющие цепочками поставок.
Александр Павлов сообщил, что на данный момент завершены первые этапы реализации трех проектов. Среди них он назвал АО «Онежский судостроительный-судоремонтный завод» (Онежский ССЗ), которое получило от фонда грант на 246 млн рублей для внедрения решения Global-Marine — системы управления в судостроении. Другими финалистами по ИТ-внедрению стали концерн «Калашников» и НПК «Техмаш». Помимо Онежского ССЗ в списках грантополучателей значится Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая разрабатывает проект по внедрению специализированной судостроительной системы автоматизированного проектирования.
Как отметил выступивший на конференции руководитель компании «Русатом — Цифровые решения» Александр Вибе, доля импортного программного обеспечения в отечественном машиностроении по некоторым позициям (PLM, CAD, CAM, PDM, CAE) составляет около 70% и более.
Как писало ИАА «ПортНьюс», в мае 2023 года на Онежском ССЗ был завершен первый этап проекта внедрения решения «Global-Marine: система управления судостроением и судоремонтом». На этом этапе сформирована проектная команда, разработан устав проекта, являющийся формальной точкой, инициирующей работы, утвержден список ключевых пользователей основных бизнес- и технологических процессов предприятия, подлежащих цифровизации. Конечной целью проекта является внедрение интегрированной информационной системы цифрового производства при строительстве судов гражданского флота с применением передовых технологий судостроения. Проект признан особо значимым и направлен на замещение зарубежных цифровых продуктов и решений.
В настоящее время на Онежском ССЗ реализуется проект глубокой модернизации, предполагающий создание цифровой верфи. Он предусматривает увеличение производительности труда не менее чем в 2 раза и рост мощностей с 3 до 10 ежегодно строящихся судов. Проект разработан Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом совместно с АО «Центр технологии судостроения и судоремонта». Правительство РФ выделило из федерального бюджета на модернизацию завода более 5 млрд рублей в течение 2021-2024 годов.