При этом недавние долгосрочные контракты по отдельным коридорам более чем на 100% дороже, чем эквиваленты 2019 года
Стоимость морской доставки контейнеров из Европы резко упала по сравнению с пиковыми ценами 2021 и 2022 годов, спотовые ставки по основным торговым коридорам снизились почти на 70%. Однако, согласно последним данным базирующейся в Швеции аналитической компании Xeneta, на некоторых торговых линиях цены все еще могут быть намного выше уровня, существовавшего до пандемии, а недавние долгосрочные контракты по отдельным коридорам более чем на 100% дороже, чем эквиваленты 2019 года.
Xeneta использует краудсорсинговые данные о тарифах в режиме реального времени от ведущих мировых грузоотправителей, что позволяет ей оценивать самые последние изменения на рынке. Данные Xeneta по европейскому экспорту показывают, что как спотовые, так и долгосрочные ставки морских перевозок упали по сравнению с историческими максимумами, зафиксированными в течение последнего года — полутора лет.
«Все стрелки указывают вниз, с резким падением по всем направлениям», — говорит главный аналитик Xeneta Питер Сэнд, имея в виду цены на пять основных европейских экспортных маршрутов (в Средиземноморье, в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), на Ближний Восток, восточное побережье США и восточное побережье Южной Америки).
«Крупнейшие маршруты движения также больше всего проигрывают: коридор из Европы в АТР сократился на 69% в годовом исчислении. Спотовые цены для торговли сейчас составляют чуть менее $600 за FEU, что на 18% ниже среднего показателя 2019 года до пандемии. Маршрут к восточному побережью США пережил самое резкое снижение в абсолютном долларовом выражении, и сейчас цены находятся ниже их пика в $6 тыс. за FEU в середине мая 2022 года. По состоянию на начало мая 2023 года спотовые цены на этом недавно очень выгодном направлении составляли $2745 за FEU».
Ситуация с долгосрочными контрактами в регионе в целом столь же удручающая для перевозчиков: соглашения, подписанные в течение последних трех месяцев, в среднем на 45% ниже пиковых цен. Спады варьируются от 26%-го снижения на направлении на Ближний Восток до 59%-го падения на коротких маршрутах в Средиземноморье.
Несмотря на очевидную слабость рынка, Питер Сэнд подчеркивает неоднозначность рыночной ситуации. Начиная со спотовых ставок, он указывает, что коридор АТР — единственный, где ставки в настоящее время ниже уровня 2019 года. Напротив, экспорт на восточное побережье Южной Америки в настоящее время на 96% дороже, чем был в 2019 году, цены на ближневосточном направлении за тот же период выросли на 47%.
«И это, несмотря на соответствующие падения в коридорах 43% и 40% от пиковых цен, — отмечает он. — Итак, возникает вопрос, указывает ли это на относительную силу или на возможность дальнейшего сильного падения в ближайшие месяцы?»
Сэнд подчеркивает, что на долгосрочном рынке масштабы снижения могут отвлечь заинтересованные стороны от масштабов прироста, зафиксированного на протяжении всей пандемии. Он говорит, что это особенно очевидно в двух ключевых сделках:
«Здесь мы видим, что ставки в начале мая выросли более чем на 100% по сравнению с уровнями 2019 года. Трансатлантические перевозки на восточное побережье США выросли на 114%, в то время как меньшие, но все еще важные перевозки на восточное побережье Южной Америки также демонстрируют трехзначный рост, увеличившись на 111% за тот же период. Фактически, единственное направление с долгосрочными ставками значительно ниже уровней 2019 года, — это самое короткое из всех, со Средиземноморьем. Здесь фиксируется снижение ставок на 38% с 2019 года (и на 59% с их пика в середине августа 2021 года), при текущих ценах в $524 за FEU», — говорит аналитик.