В Ассоциации также считают целесообразным внедрение инвестиционно-подрядных соглашений с РЖД по аналогии с Росморпортом
Частным инвестициям в развитие морских терминалов препятствует ряд факторов. Такое мнение в ходе встречи Экспертного клуба Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок высказал председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Денис Илатовский.
«Модернизировать старые порты, наверное, возможно... Но вот со строительством новых портов, вероятно, будут сложности. У нас очень волатильная экономика, и гарантировать будущие грузопотоки никоим образом невозможно, ни на уровне частного инвестора, ни на уровне государства: ни объем грузопотока, ни какую-то его перспективу. А принятый в 2021 году закон (федеральный закон от 2 июля 2021 года №340 о внесении изменений в закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — прим. ред.) требует от инвестора деньгами гарантировать монополистам (РЖД и ФГУП «Росморпорт») загрузку их инфраструктуры. Таким образом, частный инвестор должен взять на себя все риски и снять их с государственных структур», — считает Денис Илатовский.
Несмотря на то, что реализация инвестпроектов все же привлекательна в рамках инвестиционно-подрядной модели с ФГУП «Росморпорт» (модель подразумевает компенсацию частных инвестиций Росморпортом за счет портовых сборов), в отношениях с РЖД такой механизм отсутствует, подчеркивает Денис Илатовский.
Кроме того, по мнению главы АСОП, необходимо перспективное развитие акваторий и подходов к крупным терминалам, а также увеличение скорости согласования проектов и прохождения различных экспертиз. «Чтобы начать строительство или модернизацию любого терминала, требуется пройти несколько экспертиз, которые занимают от года до полутора лет. С этим нужно будет работать», — уверен он.