Это будет способствовать переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств в порты России и наращиванию экспорта удобрений
Утверждены изменения в «Нормы технологического проектирования морских портов» (СП 350.1326000.2018) в части включения в него требований, регламентирующих нормы технологического проектирования перевалки, транспортировки и накопления аммиачной селитры и ее производных в морских портах. Кроме того, внесенные изменения затрагивают вопросы обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, окружающей среды, зданий и сооружений морских терминалов, в том числе нормативное обеспечение накопления в одном складе не менее 25 тыс. тонн аммиачной селитры насыпью. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Росморпорте, теперь в России можно проектировать и строить специализированные терминалы для перегрузки опасных минеральных удобрений (аммиачной селитры и ее производных) на основании собственной нормативной базы.
Из-за отсутствия указанных терминалов ранее российские производители минеральных удобрений пользовались специализированными мощностями в портах Одесса (Южный), Силламяэ и Вентспилс.
«Внесенные изменения имеют ключевое значение для реализации экспортного потенциала отрасли, — отмечают в Росморпорте. — Изменения усиливают контроль над соблюдением существующих экологических требований, норм и правил хранения агрохимикатов». У предприятий химической промышленности появилась возможность создания современной инфраструктуры хранения своей продукции в российских портах. Это будет способствовать переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств в порты России и наращиванию экспорта.
Как пояснил ИАА «ПортНьюс» начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев, в год из России экспортируют около 4,5 млн тонн аммиачной селитры. Планы строительства новых морских терминалов имеются у компании «Тольяттиазот» (мощность 3,5 млн тонн в порту Тамань) и у «Еврохима» (мощность 1 млн тонн в порту Усть-Луга).
Разработку документа выполнило АО «ЦНИИМФ» по договору с ФГУП «Росморпорт».
Приказом Минтранса России от 9 марта 2023 года №71 были утверждены изменения №1 к СП, которые в апреле текущего года были размещены на официальном сайте Росстандарта.
Изменения вносились в рамках исполнения «дорожной карты» по развитию портовых мощностей для перевалки опасных жидких, опасных сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола в Российской Федерации.