Многие судовладельцы продолжают использовать устаревшие иностранные ЭНК
Проблема с электронными навигационными картами (ЭНК) для российского судоходства в настоящее время стоит очень остро. Такое мнение ИАА «ПортНьюс» высказал член рабочей группы Минпромторга «Навигационные приборы» по импортозамещению в радиоэлектронике, генеральный директор ООО «НавМарин» Алексей Мигалин. По его словам, крупнейшие иностранные распространители электронных навигационных карт прекратили работу с Россией и изъяли, фактически вырезали, карты на воды РФ из своих коллекций. Получить корректуру для ранее купленных ЭНК сейчас невозможно.
Альтернативой служат отечественные ЭНК. Для морской зоны их выпускает 280 ЦКП управления навигации и океанографии Минобороны, а распространяют уполномоченные дилеры.
Для внутренних водных путей (ВВП) также существует российская коллекция ЭНК в формате S57. Однако при переходе с частных форматов иностранных производителей на S57 судовладельцам придется заменить и технические устройства, и навигационное программное обеспечение, поскольку на старых компьютерах новый навигационный продукт работать не будет по различным причинам: своеобразная архитектура, устаревшее «железо», защита.
Более того, приобрести российские ЭНК сейчас очень сложно, так как механизм их распространения не отработан до конца. В частности, есть сложности с их продажей коммерческим структурам.
Многие судовладельцы продолжают использовать устаревшие, фактически неактуальные, иностранные ЭНК, которые не учитывают изменившуюся навигационно-гидрографическую обстановку. Вовремя не обновленные ЭНК будут отображать берега, глубины, подводные объекты, фарватеры, зоны разделения движения судов и иные навигационные опасности, которых может и не быть в реальности, или не отобразить то, что появилось. В ночное время или в условиях ограниченной видимости такие не указанные на карте изменения могут иметь фатальное значение.
Другим вариантом является традиционная для многих речников работа по бумажным атласам с указанием километровых отметок судового хода, так называемый лоцманский способ судовождения. Это тоже возможно, поскольку, согласно правилам Российского классификационного общества, использование ЭНК на внутренних водных путях не является обязательным. В обязательном списке оснащения судна нет и навигационного оборудования, установка которого является добровольной. Правда, такой способ несет значительные ограничения по видимости и существенно снизит уровень безопасности на реке, учитывая возросший судопоток.
Распространителями бумажных атласов являются все российские бассейновые управления. Они являются как изготовителями, так и распространителями. Наличие бумажных атласов на судах является обязательным. При этом существует навигационная подписка, которую судоводитель может купить, а затем самостоятельно производить корректуру бумажного атласа. Но в неблагоприятных погодных условиях бумажный атлас не будет надежным подспорьем. По нему совершенно невозможно понять, где находится судно со своими габаритами.
«Поэтому мы считаем, что Минтранс давно должен объявить о вводе обязательной нормы оснащения всех судов электронными картографическими навигационными системами, с определением, на какие типы судов какие ЭКНС устанавливать. Как только это будет введено, появится обратная связь с гидрографиями и качество ЭНК будет повышаться. Поскольку любые расхождения с реальной обстановкой судоводители будут сразу передавать в ГБУ (государственные бассейновые управления — прим. ред.), а те, в свою очередь, в гидрографию. На данный момент получается, что актуальные ЭНК на воды России есть, но пользуются ими лишь ограниченное количество организаций, а для основных участников процесса карты недоступны», — уверен эксперт.