Количество СПГ-флота к 2035 году может возрасти в 30 раз
Концепция развития транспорта на газомоторном топливе предполагает строительство 315 судов на сжиженном природном газе (СПГ) и создание 25 бункеровочных баз. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», такой прогноз представил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин на III Всероссийском газомоторном форуме в Москве.
Минэнерго совместно с компанией «Газпром газомоторное топливо» и Российским энергетическим агентством подготовило соответствующую концепцию развития газомоторного транспорта до 2035 года. Документ «существенно пересматривает цели развития газомоторной отрасли и способы их достижения», анализирует текущую ситуацию и предлагает «дорожную карту» реализации поставленных задач. Особое место в концепции уделено аналитике и прогнозам развития газомоторного топлива на водном транспорте.
Согласно базовому сценарию, к 2030 году потребление газомоторного топлива в России должно составить около 8 млрд куб. м, к 2035 году — 12 млрд куб. м. Основная роль отведена СПГ, потребление которого к 2035 году может вырасти в 10-15 раз, рост потребления компримированного газа может увеличиться в 3-4 раза. «Целевой сценарий более амбициозный, к 2030 году он прогнозирует увеличение потребления газомоторного топлива до 9,5 млрд куб. м, а к 2035 — до 16 млрд куб. м, основа роста — также СПГ. Разделяя по видам транспорта, большая часть потребления будет приходиться на автомобильный транспорт, 6,8 млрд куб. м к 2030 году, а потребление на водном транспорте может составить 2 млрд куб. м», — рассказал Павел Сорокин.
По данным замминистра, в 2022 году на водном транспорте (морском и речном) объем потребления газомоторного топлива составил 270,9 млн куб. м, или 194,9 тыс. тонн. В России сегодня имеется всего 10 судов на СПГ-топливе, из них 9 морских (7 наливных и 2 сухогруза) и одно пассажирское судно на внутреннем водном транспорте (ВВТ).
Несмотря на скромную реальность, концепция Минэнерго предполагает, что к 2035 году в России будет построено около 300 судов на газомоторном топливе. Из них около 70 морских судов (в том числе 7 сухогрузов, 8 наливных, 10 пассажирских и 44 буксира), 187 речных (68 пассажирских, 14 наливных, 5 сухогрузов, 100 буксиров), а также 74 рыболовных судна.
Количество бункеровочных баз к 2035 году должно составить 25 единиц, из них для морского транспорта — в портах Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Тамань, Туапсе, Ванино, Холмск, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, для речного — в портах Москва (северный район), Череповец, Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Саратов, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону и других.
Для обеспечения бункеровочной инфраструктуры сырьем реализуется программа по созданию сети малотоннажного производства СПГ, которая синхронизирована с программой газификации регионов. «К 2035 году должно быть возведено до 80 объектов мини-СПГ, которые обеспечат заправку автомобилей и бункеровку судов», — пояснил Сорокин. По его словам, в 2023-2025 годах запланирован первый этап реализации концепции, в течение которого она должна пройти все нормативные инстанции и стать федеральным проектом. Второй этап, до 2030 года, будет посвящен строительству необходимой инфраструктуры. «Россия — страна, в которой водный транспорт играет очень важную роль, но сейчас потребление СПГ даже не минимальное, а экспериментальное», — заключил он.