Сергей Меликов поручил приступить к проектированию новой подъездной дороги к Махачкалинскому МТП
Изменившиеся транспортные и логистические связи России с зарубежными странами делают развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» базовым приоритетом в развитии транспортно-транзитного потенциала Дагестана. Такой тезис озвучил в своем послании Народному собранию республики глава Дагестана Сергей Маликов. Стенограмма выступления опубликована на сайте администрации главы республики.
«Один из крупнейших прорывных проектов, реализуемых в регионе, — именно в сфере транспорта. На участке МТК «Север — Юг» мы модернизируем транспортную инфраструктуру: проводим работы по реконструкции пунктов пропуска, строительству объездных дорог вокруг крупных городов, созданию логистической инфраструктуры. И привлекаем к этой работе всех, кто желает инвестировать свои средства в эти крупные, я бы сказал, стратегические для нашей страны проекты», — сказал Сергей Меликов.
Кроме того, он заявил, что сейчас решен вопрос с источником финансирования проектирования и строительства отдельной подъездной дороги к Махачкалинскому морскому торговому порту (МТП). «После запуска в эксплуатацию морского пункта пропуска через госграницу в Махачкалинском порту рассчитываем на существенный рост грузопотока. Правительству республики поручаю этот вопрос взять на контроль и координировать всю работу», — сказал он.
Как писало ИАА «ПортНьюс» ранее, заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов в марте 2023 года сообщал, что дальнейшее развитие порта Махачкала связано с увеличением мощности по перевалке контейнеров и зерна «Махачкалинского морского торгового порта» в связи с возрастающим спросом со стороны Ирана и Индии. По реализации проекта мощность порта увеличится на 2,3 млн тонн в год и составит более 10 млн тонн в год. Это произойдет в рамках проекта развития международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг».
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север — Юг» почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.