Совместный продукт ИАА «ПортНьюс» и Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Перевалка грузов в российских морских портах в первом квартале 2023 года выросла на 10% к аналогичному периоду 2022 года — до 220,2 млн тонн. Высокий темп роста связан как с низкой базой первого квартала 2022 года, так и с высоким объемом перевалки в абсолютном выражении. Второй квартал подряд перевалка превышает 220 млн тонн, чего не наблюдалось в предыдущие три года. Столь высокие значения связаны с переориентацией торговых связей и относительно высокими ценами в мире на сырьевые товары. При этом динамика для разных товарных групп оказалась сильно дифференцированной.
Спад перевалки по итогам квартала характерен для пяти видов грузов: черных металлов (-25,5%), руды (-21,6%), грузов в контейнерах (15,8%), сжиженного газа (9%) и нефтепродуктов (-3,3%).
На поставки черных металлов повлияло европейское эмбарго и фактическое сокращение импорта рядом стран. Экспорт руды начал снижаться в связи с падением спроса в Европе (как из-за отказа от российского сырья, так из-за сокращения производства на доменных мощностях). Поскольку крупнейшие железорудные предприятия расположены в западных регионах страны, переориентация экспорта на восток для них затруднительна. На динамику перевалки контейнеров по-прежнему влияют два основных фактора — сокращение числа контейнеров в обороте, принадлежащих зарубежным компаниям, а также более существенное снижение контейнерного импорта по сравнению с экспортом на фоне введенных санкций и ограничений. Спад перевалки сжиженного газа связан с высокой базой первого квартала 2022 года. Перевалка нефтепродуктов снижается под влиянием вступивших в силу в феврале 2023 года официальных ограничений на импорт российских нефтепродуктов европейскими странами.
Существенный рост перевалки характерен для нефти (+9,2%) и угля (+18,3%). Для этих товаров введенное европейскими странами эмбарго удалось преодолеть за счет переориентации торговых потоков.
Еще более высоким был рост перевалки удобрений (+56,5%) и зерна (+107,7%). Такая динамика связана с отсутствием принципиальных ограничений на их поставку. Для удобрений также оказал эффект ввод в строй нового терминала по отгрузке удобрений и руд «Ультрамар». На перевалку зерна оказал положительное влияние высокий урожай.
Рост перевалки наблюдался во всех бассейнах. В Арктическом бассейне (+2,8%) минимальный прирост из-за снижения объемов поставок нефти и сжиженных газов. Перевалка в Дальневосточном бассейне (+6,6%) сдерживается ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. Рост в Балтийском бассейне (+6,8%) сдерживался сокращением поставок в Европу. Максимальные темпы роста наблюдаются в Азово-Черноморском (+18,6%) и Каспийском бассейнах (+28,5%), где действие вышеуказанных негативных факторов слабее.
Перевалка контейнеров в ДФЭ в первом квартале 2023 года снизилась на 15,7%. Спад перевалки контейнеров в Балтийском бассейне (-59,9%) пока не компенсируется ростом перевалки в Арктическом (+3%), Азово-Черноморском (+11,3%) Дальневосточном (+11,3%) и Каспийском (+363,5%) бассейнах.
С инфографикой можно ознакомиться по ссылке >>>>
При использовании материалов ссылка на совместный проект ИПЕМ и «ПортНьюс» обязательна.