В 2024 году НОВАТЭК намерен открыть круглогодичную навигацию по СМП
Доставка и монтаж первой очереди завода «Арктик СПГ 2» синхронизированы с введением в строй морских перегрузочных комплексов в Мурманской области и на Камчатке, которые запланированы на 2023 года, а также со строительством серии газовозов ледового класса. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов на форуме «Арктика — Регионы» в Архангельске.
По его словам, в 2022 году суммарный грузопоток проектов НОВАТЭК в Арктике составил 23 млн тонн, превысив плановый показатель на 2,3 млн тонн.
«Следующий шаг — запуск проекта «Арктик СПГ 2», который предусматривает строительство 3 технологических линии общей мощностью около 20 млн тонн СПГ, и до 1,6 млн тонн газового конденсата в год. Основу проекта составляют основания гравитационного типа (ОГТ), которые строит «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» в Мурманской области — три технологических линии по производству СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год каждая. В июле 2023 года запланирована буксировка первого ОГТ из заводского дока в Кольском заливе на терминал в Обскую губу, где после установки основания на его штатное место начнется процесс подключения технологической линии к береговой инфраструктуре с последующим запуском производства», — объяснил он.
По словам Амбросова, запуск каждой лини завода «Арктик СПГ 2» даст 5-7 рейсов газовозов ежемесячно в восточном направлении, а с запуском трех очередей интенсивность судоходства кратно увеличится. Общий грузопоток составит порядка 20 млн тонн в год. В то же время в 2023 году планируется завершить строительство морских перегрузочных комплексов СПГ в Мурманской области и на Камчатке, емкость каждого — более 21 млн тонн. «Ожидаем, что первое плавучее хранилище газа для Мурманска прибудет в начале июля. Сейчас караван движется в Индийском океане по направлению к мысу Доброй Надежды», — рассказал он.
С начала 2024 года НОВАТЭК планирует начать круглогодичные перевозки по Северному морскому пути в восточном направлении. Для этого «были оптимизированы некоторые элементы конструкции газовоза типа «Ямал макс», а скорость новых газовозов, строящихся для проекта «Арктик СПГ-2» будет увеличена за счет улучшения ледокольных характеристик».
Евгений Амбросов уточнил, что в данный момент строится серия газовозов и один конденсатовоз с повышенной проходимостью и пропульсивной мощностью. Все суда ледового класса Arc7. «К моменту запуска третьей очереди проекта на нем будет одновременно работать 15 газовозов», — сказал Амбросов.
По его оценке, для бесперебойной круглогодичной работы проекта в 2024 году необходимо пять ледоколов, а к 2025 году — шесть: 3 для работы в Карском море (2 для морского канала Обской губы и 1 на участок между проливами Матиссена и Вилькицкого) и 3 атомных ледоколов для проводки в Восточном направлении. Кроме того, для успеха проекта круглогодичной навигации необходимо развитие космических технологий и расширение судоремонтных мощностей в Мурманске и на Дальнем Востоке.