1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Дефицит инфраструктуры препятствует экспорту угольной продукции в необходимых объемах — эксперты

14 апреля 2023   18:56

Дефицит инфраструктуры препятствует экспорту угольной продукции в необходимых объемах — эксперты

Участники рынка предложили ряд мер для преодоления дефицита портовой и железнодорожной инфраструктуры

Фото предоставлено АО «Восточный порт»

Участники рынка предложили ряд мер для преодоления дефицита портовой и железнодорожной инфраструктуры, необходимой для перевозок продукции горнодобывающей промышленности. Этот вопрос обсуждался в рамках форума «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки» в рамках рабочей группы «Логистика грузов: перспективы развития железнодорожной и портовой инфраструктуры». Модератором выступила директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская.

Ирина Ольховская обратила внимание на то, что угольная отрасль остается одной из самых перспективных с точки зрения грузоперевозок. «Мы весь прошлый год и начало этого слышали, что рынок угля сокращается, что его потребление сокращается, тем не менее, основной драйвер потребления угля — Китай — за прошедший 2022 год расширил строительство угольных электростанций, ввод которых превысил объем закрытых электростанций по всему миру. При этом он еще дополнительно усилил добычу. Мы также слышим о восстановлении угольной генерации в Австрии, в Германии на фоне дефицита топливного ресурса», — сказала Ирина Ольховская.

Участники группы по результатам обсуждения сформулировали предложения, которые должны помочь преодолеть дефицит портовой и железнодорожной инфраструктуры. Так, по мнению основных игроков рынка, необходима разработка и утверждение правительством РФ индикативных планов по отраслям для синхронизации перевозок различных видов грузов (как продукции горнодобывающей отрасли, так и контейнерных).

Для ускоренного развития портовых мощностей также необходим вывод портов из числа субъектов естественных монополий. Это позволит упростить и увеличить объемы инвестирования в их строительство. Причем, это необходимо как портам Дальневосточного, так и Арктического бассейнов.

Критически важно ускоренное развитие и реализация проектов по развитию припортовых станций в разных бассейнах страны — «Новороссийск», «Находка-Восточная», «Лужская».

Так, со станцией узла Находка-Восточная работает крупнейший специализированный угольный терминал АО «Восточный порт», контейнерный терминал группы «Дело», нефтеналивной и другие терминалы. Здесь необходимо оперативное строительство вытяжного пути в нечетной горловине и соединительного пути в сторону парка №3.

Фото предоставлено АО «Восточный порт»

Станция Лужская также требует развития: на работу со станцией ориентированы терминалы «Ростерминалуголь», «Новая Луга» (также работает с углем), «Ультрамар» (уголь, удобрения) и остальные терминалы порта. Здесь необходимо строительство дополнительных приемо-отправочных путей станции «Лужская-Восточная», дополнительных путей в парке приема.

Проект развития станции в Новороссийске давно готов, но реализуется медленно. Необходимо строительство дополнительных путей, реконструкция нечетной горловины, создание парка Б.

«Это именно глубоководные порты, которые способны принимать суда с большим дедвейтом», — пояснила Ирина Ольховская важность ускоренного развития указанных станций.

Помимо этого, по мнению участников дискуссии, необходимо распространить практику субсидирования процентных ставок на приобретение портового оборудования. Помочь должно и использование технологических решений, таких как виртуальная сцепка, хорошо зарекомендовавших себя на Восточном полигоне.

«В чем согласны все участники рынка, а это не только горнодобывающая, но и контейнерная отрасль, это то, что их логистика взаимосвязана и они должны ее синхронизировать», — сказала модератор рабочей группы.

В обсуждении приняли участие представители Минэнерго России, Ассоциации морских торговых портов (АСОП), УГМК, РЖД, Норникеля, ОТЭКО, ДВМП и др.