Результатом внедрения цифровых сервисов на СМП станет составление маршрута для конкретного судна на каждую милю
Запуск единой платформы цифровых сервисов для обеспечения судоходства по СМП запланирован в 2024 году
Результатом внедрения единой системы цифровых сервисов должно стать составление маршрута по Северному морскому пути (СМП) для конкретного судна на каждую милю, а не общий прогноз ледовой обстановки. Такое мнение высказал первый заместитель генерального директора — начальник штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» (входи в госкорпорацию «Росатом») Владимир Арутюнян на форуме «Арктика — Регионы». Об этом сообщает пресс-служба правительства Архангельской области.
«Уже сейчас мы имеем возможность передавать на судно снимки ледового района с нанесенными рекомендациями, которые судоводитель может внести на свою электронную карту и использовать их, — рассказал Владимир Арутюнян. — Одной из важных особенностей единой системы цифровых сервисов будет ее открытость, возможность интеграции с внешними системами, в том числе с электронными ресурсами логистических компаний, портов».
К участию в дискуссии в рамках организованного на форуме круглого стола «Информационное обеспечение судоходства на трассе Севморпути» также были приглашены представители Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), транспортно-логистические операторы, компании-судовладельцы, грузоперевозчики, владельцы объектов портовой инфраструктуры. Как отметили участники круглого стола, в рамках решения государственной задачи по кратному увеличению объема перевозок по СМП в России идет активная работа, направленная на развитие инфраструктуры, обновление ледокольного, гидрографического, обеспечивающего флота, создание новых портовых хабов. Однако без использования современных цифровых технологий обеспечить эффективное взаимодействие всех этих элементов, и в первую очередь в части безопасности судоходства в Арктике, в том числе при организации проводки судов во льдах, невозможно.
Как отметил директор направления цифровизации и информационных технологий дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Валерий Бражников, для составления наиболее точного прогноза ледовой обстановки единый цифровой сервис будет анализировать не только результаты радиолокационного зондирования, спутниковые снимки ледовых полей и гидрометеорологические сведения. «Планируется также использовать бортовые измерительные комплексы, программно-аппаратные средства, позволяющие измерить толщину льда. Их установят на ледоколы и другие суда. Сведения оперативно будут поступать в систему», — рассказал он.
Для составления максимально точных прогнозов будут в том числе использованы данные с бортовых БПЛА.
Запуск единой платформы цифровых сервисов для обеспечения судоходства по СМП запланирован в 2024 году.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана, соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «Главсевморпуть».