КТК рассчитывает увеличить перевалку нефти в 2023 году на 12% — до 66 млн тонн
Капитальные вложения консорциума на этот год утверждены в размере $88,1 млн
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) прогнозирует, что в 2023 году объемы транспортировки нефти по трубопроводной системе составят около 66 млн тонн нефти. При этом в прошлом году КТК транспортировал и отгрузил на экспорт 58,7 млн тонн нефти, на морском терминале было обработано 527 танкеров. Такие цифры озвучили заместитель генерального директора КТК по связям с правительством Казахстана Кайргельды Кабылдин и менеджер по эксплуатации и техническому обслуживанию Виктор Мирошниченко на пресс-конференции в Атырау 5 апреля 2023 года, сообщили ИАА «ПортНьюс» в КТК.
В прошлом году с территории Казахстана в трубопроводную систему КТК поступило 52,2 млн тонн. Крупнейшие казахстанские месторождения — Тенгиз, Кашаган и Карачаганак — дали 29 млн, 12 млн и 10 млн тонн нефти соответственно.
Представители консорциума также сообщили, что основные работы, влияющие на увеличение пропускной способности по проекту устранения узких мест (ПУУМ), завершились в декабре 2022 года, но часть из них продолжится в течение 2023 года. За счет реализации проекта консорциум готов к приему повышенных заявок грузоотправителей, однако пока роста заявок более 67 млн тонн нефти в год в КТК не наблюдают.
В рамках ПУУМ на морском терминале КТК в настоящее время ведется строительство трех новых систем измерения количества и качественных показателей нефти. В апреле 2023 года все три системы будут заполнены нефтью, и начнутся итоговые испытания и регистрация. После завершения всех работ появится возможность в случае необходимости осуществлять отгрузку трех танкеров одновременно.
На НПС «Тенгиз» в настоящее время ведется модернизация резервуарного парка. В рамках ПУУМ строятся два новых резервуара РВС-20000. Планируется, что в результате обновления через несколько лет на НПС «Тенгиз» будет действовать шесть новых резервуаров РВС-20000, что позволит транспортировать увеличенные объемы нефти с Тенгизского месторождения.
КТК финансирует ПУУМ за счет собственных средств. Размер инвестиционных затрат составляет $599,9 млн, из них на КТК-К приходится $156,4 млн, на КТК-Р — $443,5 млн. По итогам 2022 года инвестиции в капитальные проекты по основной деятельности в общем размере для АО «КТК-Р» и АО «КТК-К» составили $46,6 млн. На 2023 год акционеры утвердили капитальные вложения в размере $88,1 млн.
Говоря о тарифе на перекачку нефти, представители КТК заявили, что он утвержден всеми участниками консорциума и акционеры его пересматривать не планируют.
Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз — Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) — 24%, «КТК Компани» — 7%, АО НК «КазМунайГаз» — 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holdings Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.