Строительство первых четырех дополнительных ледоколов планируется до 2030 года
Для работы вблизи портов и терминалов западной части Северного морского пути (СМП) в устье реки Енисей и в Обской губе прорабатывается возможность строительства за счет средств инвесторов шести дополнительных ледоколов класса Icebreaker 8-9. Это позволит высвободить более мощные атомные ледоколы для работы в восточном секторе Севморпути. Строительство первых четырех дополнительных ледоколов планируется до 2030 года, написал вице-премьер Александр Новак в авторской статье в журнале «Энергетическая политика», посвященной развитию Северного морского пути.
Сообщается, что к 2030 году атомный ледокольный флот госкорпорации «Росатом» будет включать 9 суперсовременных атомных ледоколов, общая группировка арктического ледокольного флота к этому году в акватории СМП должна составить не менее 13 единиц. Также ведется работа над расширением арктического грузового флота. Сейчас в эксплуатации находится 45 грузовых судов высокого арктического класса. С учетом инвестиционных планов грузоотправителей к 2030 году их количество должно увеличиться до 132. Для обеспечения безопасности мореплавания предусматривается строительство 46 судов аварийно-спасательного флота, многофункционального морского спасательного судна Arc5, вертолетов МЧС в арктическом исполнении, строительство баз аварийно-спасательного флота в портах Севморпути.
Александр Новак также написал, что дальнейшие перспективы увеличения грузопотока на СМП связаны с реализацией ряда крупных проектов в нефтегазовой отрасли, в сфере добычи цветных металлов, а также с развитием портовой инфраструктуры. На сегодняшний день более половины грузопотока СМП составляет сжиженный природный газ (СПГ). «И здесь мы видим высокий потенциал для развития, так как СПГ продолжает увеличивать долю на мировом рынке, в том числе растут поставки из России», — считает вице-премьер. По его данным, производство СПГ в России в 2020-2022 годах увеличилось почти на 14%, по итогам прошлого года производство СПГ достигло 45,9 млрд куб. м.
На маршруте СМП сосредоточены ключевые действующие и перспективные проекты производства сжиженного природного газа России. «НОВАТЭК» в плановом режиме ведет отгрузку продукции с завода «Ямал СПГ». Продолжаются работы по возведению производственного комплекса «Арктик СПГ 2». Для нужд проекта строится терминал «Утренний» в Обской губе. В планах компании — реализация проектов «Арктик СПГ 1», «Арктик СПГ 3», «Обский ГХК», «Юрхаровнефтегаз». В Бечевинской бухте на полуострове Камчатка ведется строительство перегрузочного СПГ-терминала ПАО «НОВАТЭК».
«Газпром нефть» продолжает реализацию проекта по вывозу нефти с месторождения Новый порт. В 2024 году компания планирует добыть 5,08 млн тонн сырья. «Норильский никель» использует СМП для вывоза продукции своих предприятий, а также для транспортировки грузов снабжения. В 2023 году планируется вывезти по СМП 2,3 млн тонн грузов, в 2024 году — 2,4 млн тонн.
ООО «Северная звезда» реализует проект по добыче и транспортировке угля с Сырадасайского месторождения. Первая партия угля отгружена в октябре 2022 году В 2024 году планируется вывозить 3,5 млн тонн, с 2030 года — 10 млн тонн.
На Таймыре в Енисейском заливе ООО «Восток Ойл» ведет строительство «Порта бухта Север», который предназначен для организации инфраструктуры по добыче и вывозу сырой нефти со своих месторождений. По данным компании, к 2024 году объем грузопотока по СМП вырастет до 30 млн тонн.
Александр Новак напомнил, что в 2019 году было принято решение об освоении месторождений Баимской рудной зоны, предполагающее строительство горно-обогатительного комбината и всей необходимой инфраструктуры. С текущего года, по его словам, планируется начать завоз строительных грузов для проекта. С 2029 года перевозки готовой продукции составят 1,8 млн тонн. В 2030 году планируется транспортировать 1,86 млн тонн. В рамках проекта запланировано строительство морского терминала в порту Певек на Чукотке, три четверти мощностей которого придется на медный концентрат из месторождения Песчанка Баимского горно-обогатительного комбината. Будут выполнены гидротехнические работы для размещения плавучих атомных энергоблоков для снабжения электричеством предприятия по добыче меди в Песчанке. Эти работы планируется завершить в 2026 году.
Реализация заявленных инвестиционных проектов в Арктической зоне РФ до 2035 года обеспечит прирост валового внутреннего продукта (ВВП) на более чем 30 трлн рублей и принесет более 10 трлн рублей дополнительных налоговых поступлений.