Итогом 2022 года стало сокращение на 7% — до 4,7 млн тонн
Из-за санкционных ограничений рынок танк-контейнерных перевозок сокращается, но с замедляющейся скоростью из-за прироста грузовой базы и повышения спроса на танк-контейнеры. Об этом, как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал директор департамента коммерческой работы АО «Инфотек – Балтика М» Кирилл Габдрахманов на конференции Chemical SC-2023 в Москве.
По его словам, рынок транспортировки наливных химических грузов в 2022 году упал на 7%, а по итогам 2023 года замедлит падение в пределах 4% — до 4,5 млн тонн. «Драйверами роста выступают серная кислота и удобрения, составляющие 70% грузовой базы. Производство серной кислоты в 2022 году выросло на 6% — до 923 тыс. тонн, из них порядка 90% идет на внутренний рынок. Рост связан с появлением новых производств «Карабашмедь» и «КуйбышевАзот». Рост в сегменте минеральных удобрений составил 1% — до 404 тыс. тонн, за счет первого квартала 2022 года, когда 67% шло на экспорт, однако к концу года доля экспорта сократилась до 45%», — сообщил эксперт.
В сегменте жидких азотных удобрений отмечена отрицательная динамика. «В первом квартале 2023 года грузовая база жидких азотных удобрений сократилась на 70%. Поставки в США из порта Силламяэ (Эстония), составлявшие самый большой объем — 104 тыс. тонн, сократились на 90%, в Канаду — на 74%, в ЕС — на 79%. В то же время на 40% выросли поставки в Бразилию из порта Новороссийск от АО «Невинномысский Азот». Часть объемов удалось перенаправить на внутрироссийский рынок, который вырос на 14%», — уточнил Кирилл Габдрахманов.
По данным эксперта, наибольшее снижение грузовой базы показал ксилол, сокращение составило 44% — до 119 тыс. тонн. До мая прошлого года его поставляли в Финляндию в количестве 56 тыс. тонн в год, в данный момент прорабатывается вариант регулярных поставок в КНР, с февраля 2023 года ведутся отправки по 3 тыс. тонн в месяц. Объемы смолы снизились на 22% — до 275 тыс. тонн, причем экспорт через прибалтийские порты упал на 85%, а поставки на российский рынок — на 20%, что связано со снижением потребления в деревопереработке. Бензол и продукты переработки показали сокращение на 12% — до 242 тыс. тонн, сприты — минус 8% до 177 тыс. тонн, стирол — минус 9% до 190 тыс. тонн.
Интересна ситуация с каустиком, объемы которого на рынке сократились на 2% — до 714 тыс. тонн, однако объемы экспорта в танк-контейнерах выросли на 7%, благодаря перераспределению поставок. «В 2021 году каустик экспортировали в Турцию через порты Темрюк и Кавказ в количестве 100 тыс. тонн и в Финляндию — 30 тыс. тонн. После закрытия финского рынка 10 тыс. тонн пошло на Турцию, а 19 тыс. тонн — на прибалтийские порты. В данный момент схема работает, но, если Прибалтика откажется от сотрудничества, у нас будет нехватка мощностей для обработки такого объема», — объяснил эксперт.
За прошлый год доля внутрироссийских перевозок в танк-контейнерах увеличилась на 6% и составила 67%, а экспорт сократился на 4% — до 28%. Часть экспортных потоков перенаправлена на Турцию, доля которой увеличилась вдвое до 30%, поставки на азиатский рынок выросли с 3% до 5%. Доля оборота с ЕС сократилась с 46% до 24%. В целом оборот со странами, введшими санкции против РФ, сократился в три раза — до 0,5 млн тонн. По словам эксперта, тенденции 2022 года будут продолжены в текущем году. Положительные моменты: прирост грузовой базы, контейнеризация грузов, замещение выбывающего парка цистерн. В то же время будут и негативные факторы — санкции и их косвенное воздействие, сложности с валютными взаиморасчетами и страхованием грузов.