При этом недогрузка из-за автоматической системы распределения грузов может привести к потере 10 млн тонн за год
Количество заявленных грузов на восточном направлении в 1,5 раза превышает пропускную способность железных дорог. Об этом рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин на конференции Chemical SC-2023 в Москве, передает корреспондент ИАА «ПортНьюс».
По его словам, планируемые грузоперевозки по Восточному полигону в 1,5 раза превышают возможности железной дороги. При этом введенная АО «Российские железные дороги» (РЖД) для упорядочения грузопотока динамическая модель загрузки инфраструктуры (ДМЗИ) препятствует нормальной загрузке магистрали и ежесуточно отсекает около 100 тыс. тонн грузов. «За первый квартал 2023 года грузооборот на Восточном полигоне вырос на 0,5% по объему, однако этот рост не соответствует увеличенной в декабре 2022 года пропускной способности. В марте многие столкнулись с невозможностью произвести отгрузку по согласованной заявке (ГУ-12) в конкретные сутки. Кроме того, начались массовые отказы в согласовании грузов по тем направлениям, которые были для многих базовыми и не были критическими для самой инфраструктуры. Это касается не только экспортных грузов, но и внутренних перевозок. В итоге мы недогружаем порядка 100 тыс. тонн в сутки как по внутрироссийским направлениям, так и на экспорт», — говорит он.
«Из-за дефицита пропускной способности полигона грузовладельцы часто завышают объемы в 2-3 раза. Полагаю, что к маю система заявок стабилизируется. Будет проведена оценка, выявлены ошибки и статус системы будет понижен. Иначе по итогам года АО «РЖД» вместо планируемых 160 млн тонн на Восточном полигоне перевезет 145-150», — заключает эксперт.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, модернизация Восточного полигона ведется по поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год.
Вместе с тем, разворот транспортных потоков на Дальний Восток привел к резкому повышению требований к срокам модернизации Восточного полигона, заявил летом 2022 года в ходе выездного совещания в Хабаровске заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. В соответствии с приведенными им данными, объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн, в 2022 году при потребности в 258 млн тонн — до 100 млн тонн.
По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет, как минимум, 219 млн тонн в год.
В РЖД ранее отмечали, что компания планирует вывезти в 2023 году по Восточному полигону около 160 млн тонн.