Пятый и шестой серийные атомоходы проекта 22220 получат имена «Камчатка» и «Сахалин»
«Камчатка» будет заложена в мае 2024 года, «Сахалин» — осенью 2025 года
Пятый и шестой серийные универсальные атомные ледоколы проекта 22220 получат имена «Камчатка» и «Сахалин». Об этом сообщает пресс-служба ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом»).
Закладка атомохода «Камчатка» запланирована на май 2024 года, а ледокола «Сахалин» — на осень 2025 года.
Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев сообщил, что при выборе имен Росатом остался верен традициям имянаречения ледоколов и опирался на мнение капитанов атомоходов. «Исторически сложилось, что названия атомных ледоколов выбирались из географических наименований объектов Северного морского пути или повторяли имена легендарных советских атомных ледоколов, например, «Арктика», — отметил он. — Сейчас мы расширяем границы до так называемого Большого Северного морского пути, соединяющего западную часть страны с Дальним Востоком. Это единое логистическое пространство России открывает нам выход на рубежи Азиатско-Тихоокеанского региона».
Исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица напомнил, что к 2030 году необходимо обеспечить увеличение грузопотока в акватории Северного морского пути (СМП) до 150 млн тонн. «К этому времени мы значительно обновим флот, из атомных ледоколов предыдущих проектов останется только атомоход «50 лет Победы». Согласно плану развития Северного морского пути в эксплуатации будет 7 атомных ледоколов 22220, четыре неатомных ледокола, а также головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510», — добавил он.
Сейчас в акватории СМП работают три универсальных атомных ледокола (УАЛ) проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Балтийский завод (входи в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) продолжает строительство третьего и четвертого серийных УАЛ: «Якутия» (контрактный срок сдачи — декабрь 2024 года) и «Чукотка» (контрактный срок сдачи — декабрь 2026 года).
В начале февраля 2023 года Атомфлот и Балтзавод подписали контракт на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Строительство и финансирование будет осуществляться в пропорции 50 на 50 из средств федерального бюджета и за счет Атомфлота. Согласно условиям контракта, ввод в эксплуатацию пятого серийного УАЛ запланирован на декабрь 2028 года, шестого — на декабрь 2030 года.
Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина — 168,2 м; ширина — 34 м; осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м; минимальная рабочая осадка — 9,3 м; мощность — 60 МВт (на валах); водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; расчетный срок службы — 40 лет; численность экипажа — 54 человека.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года является инфраструктурным оператором Северного морского пути. С учетом увеличения грузопотока по Севморпути Росатом наращивает группировку ледоколов. В настоящее время, помимо заказов на Балтийском заводе, ведется строительство ледокола «Лидер» на судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана, соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.