Многослойный композитный корпус «Пионера-М» дороже стального в три раза
Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов рассказал на заседании комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России об использовании композитных материалов на предприятиях корпорации и подробно остановился на проблемах, тормозящих развитие этого направления в судостроении. По его словам, причины, ограничивающие применение композитов в судостроении — горючесть и вопрос цены. Об этом сообщила пресс-служба ОСК.
По словам Алексея Рахманова, в нашей стране многое было сделано в направлении использования композитных материалов начиная со стеклопластиковых решений еще во времена Советского Союза. Наибольших успехов в использовании композитов добился Средне-Невский судостроительный завод. «Сегодня на СНСЗ мы вышли на производство двух композитных тральщиков в год – это большое достижение», — подчеркнул глава ОСК.
Композиты применяются и при строительстве гражданских судов, получающих за счет их применения высокие технические характеристики. Конструкция из композитов позволяет очень многие вещи делать за один заход, быстрее и эффективнее. Так, композитное судно «Грифон», которое работает на линии Сочи-Новороссийск, может ходить на скорости до 30 узлов и успешно выдерживает волнение до 4 баллов.
Глава ОСК остановился на использовании композитов в новых для корпорации заказах — на маломерные суда и на спасательные шлюпки. В настоящее время корпорация выполняет контракт с МЧС в сегменте маломерных судов, по которому она поставит ГИМС 52 катера размером от 6 до 11 метров. Также ОСК выиграла конкурс по разработке ПКД для производства спасательных шлюпок, и со следующего года, по словам Алексея Рахманова, все спасательные шлюпки, которыми будут пользоваться предприятия ОСК, станут производиться в периметре корпорации с использованием композитных материалов.
Алексей Рахманов проанализировал причины, ограничивающие применение композитов в судостроении, такие как горючесть и вопрос цены: «Проблема, с которой нам нужно бороться, и ее мы ощутили в полной мере при подготовке корпуса «Пионера-М» — это цена в преломлении традиционного проектирования. Итог: многослойный композитный корпус стал дороже стального в три раза». Глава ОСК считает, что учет использования композитных материалов при разработке тяжелого судостроительного САПРа может способствовать оптимизации расчетов проектантов и в итоге привести к снижению цены.
Еще одним фактором ограничения использования композитов в судостроении является то, что серийное производство некоторых ингредиентов композитных материалов в России в полном объеме не освоено. По мнению Алексея Рахманова, «оспаривать необходимость и неизбежность технологического прогресса невозможно, но при этом для развития композитных материалов нам надо поработать над массовым производством (а оно безусловно связано с объемом потребления) этих ингредиентов».
Заседание комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России по теме «Роль композитных материалов в транспортном машиностроении» прошло в столичном экспоцентре в рамках форума «Композиты без границ».