Российские порты не справляются с растущим грузопотоком
В марте 2023 года сроки перевозки из Индии, Ирана и других стран Юго-Западной Азии по Транскаспийской ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» увеличились до 60 дней, сообщается в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с бизнес-послом «Деловой России» в Индии и логистическими компаниями. В обзоре указано, что российские порты не справляются с растущим грузопотоком, мощности простаивают из-за нехватки причалов, складских терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани, а главное, из-за недостаточного количества судов на рейсах Иран — Россия, а также постоянных заторов в обмелевшем Волго-Каспийском канале. На фоне ажиотажа в марте в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла стоимость перевозки — до $7 тыс. за TEU (20-футовый контейнер).
За год компании нарастили грузопоток из Юго-Западной Азии и Ближнего Востока до 100%. В частности, объем доставки STS Logistics из Индии, Ирана, Азербайджана в январе-феврале увеличился на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. ПЭК нарастил грузопоток из Индии и Азербайджана на 27%. На 100% выросли перевозки в «РусИранЭкспо» из Индии, Ирана и Азербайджана, на 20% — в Prime Shipping Agency LLC.
Суда также могут простаивать на рейде до 2 недель из-за нехватки инфраструктурных мощностей. Астрахань включает 16 портовых терминалов, каждый из которых способен вместить до 3 судов для погрузки и разгрузки.
Не хватает портальных кранов для подъема и перемещения грузов, а также железнодорожных подъездных путей. По состоянию на 21 марта 2023 года, склады временного хранения (СВХ) переполнены — недостаточно мощностей для обработки грузопотока.
Острый вопрос — отсутствие рефрижераторного склада и лаборатории для фитосанитарного и ветеринарного контроля. Одновременно с этим грузопоток из Ирана, который на 66% состоит из овощей и фруктов, растет, и компании вынуждены каждый раз приглашать специалистов из соседних регионов России для фитосанитарного контроля грузов.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север — Юг» почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.