Обновленный вариант Стратегии фактически направлен на противодействие морской активности России и Китая
Евросоюз в марте 2023 года обновил Стратегию морской безопасности от 2014 года. Как указано в сообщении Еврокомиссии, угрозы и вызовы безопасности умножились с момента принятия Стратегии в 2014 году, что требует новых и усиленных действий. Давняя незаконная деятельность, включая пиратство, вооруженный разбой на море, незаконный ввоз мигрантов и торговля людьми, оружием и наркотиками, а также терроризм остаются важнейшими проблемами. При этом необходимо также бороться с новыми и эволюционирующими угрозами, такими как растущая геополитическая конкуренция, изменение климата и деградация морской среды, а также гибридные и кибератаки.
Недавние геополитические события, в том числе конфликт вокруг Украины, по мнению авторов Стратегии, являются «убедительным напоминанием о том, что ЕС необходимо укреплять свою безопасность и наращивать потенциал действий не только на собственной территории и в своих водах, но и по соседству, за его пределами».
Среди угроз отмечаются морские и территориальные споры, конкуренция за морские ресурсы, угрозы свободе судоходства, включая право на судоходство и транзитный проход, и напряженность в различных морских районах, имеющих стратегическое значение для ЕС (например, Африканский Рог и Индийский океан, Гвинейский залив, Индо-Тихоокеанский регион и его ключевые судоходные маршруты: Малаккский пролив, Баб-эль-Мандебский и Ормузский проливы).
Также упомянуты атаки на трубопроводы и кабели и присутствие несанкционированных беспилотных транспортных средств вокруг морских установок в морских бассейнах по всему ЕС, а также повторяющиеся гибридные и кибератаки, нацеленные на морскую инфраструктуру. Злоумышленники все чаще используют гибридные и кибернетические средства для нападения на морскую инфраструктуру.
Для противостояния угрозам ЕС намерен нарастить число совместных с партнерами военно-морских учений и рейсов для демонстрации флага. Помимо двусторонних инициатив, Стратегия также обещает активизировать сотрудничество с региональными организациями, в частности, с АСЕАН, и стремится получить статус «партнера по диалогу» в Ассоциации стран бассейна Индийского океана (IORA). Большое внимание уделяется улучшению обмена информацией между центрами объединения морской информации и повышению осведомленности о морской тематике по всему Индийскому океану с помощью своих флагманских программ MASE и CRIMARIO (Критическая морская инфраструктура в Индийском океане).
Напомним, 20-22 марта 2022 года в Москве состоялся государственный визит председателя КНР Си Цзиньпиня, по результатам которых между Россией и Китаем был достигнут ряд важных договоренностей, в том числе о сотрудничестве в сфере развития транспортно-логистических коридоров и наращивания объемов взаимной торговли.