Пассажироперевозки по рекам России увеличились на 5,8%, пассажироперевозки морским транспортом — снизились на 24,3%
Отрасль гражданского речного и морского судоходства в 2022 году показала рост показателей по сравнению с 2021 годом: увеличился грузооборот морского и речного транспорта, выросло количество пассажиров, путешествующих по российским рекам, были построены новые порты и морские грузовые терминалы. Об этом рассказал депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по транспорту Виктор Дерябкин после заседания комитета. По его словам, грузовые перевозки речным транспортом по рекам России в 2022 году выросли на 5,2% и составили 116,2 млн тонн, а перевозки морским транспортом судами под российским флагом — на 17,3%, 27,5 млн тонн.
При этом активно развиваются транспортные маршруты в порты Крайнего Севера: рост грузоперевозок по таким маршрутам в 2022 году составил 108,6%, всего было перевезено 9,3 млн тонн грузов, в том числе 4,97 млн тонн сухогрузов и 4,35 млн тонн наливных грузов.
Объем пассажирских перевозок по реками России в 2022 году вырос на 5,8% до 9,1 млн человек, а вот пассажирские перевозки морским транспортом упали на 24,3% до 3,4 млн человек. При этом рост речных перевозок объясняется и значительным ростом популярности речных круизов (пассажирооборот вырос на 15% по сравнению с 2021 годом), и началом регулярных скоростных перевозок в некоторых регионах России. А падение числа перевезенных пассажиров морским транспортом связано с закрытием для гражданского судоходства некоторых районов в Азовском и Черном морях из-за начала специальной военной операции. Кроме того, снижению статистического количества пассажиров морского транспорта способствовал отказ зарубежных круизных компаний от посещения российских портов в Черном и Балтийском морях.
Между тем, по словам Виктора Дерябкина, объем перевалки грузов в российских портах вырос незначительно — всего на 0,7% и составил 841,7 млн тонн. Это связано и с тем, что из России ушли крупные операторы контейнерных перевозок, и с тем, что в 2022 году в России появились новые порты, такие как Мариуполь и Бердянск, в настоящее время работающие не в полную силу. Однако в 2022 году портовая инфраструктура продолжала модернизироваться. В частности, были построены специализированный угольный перегрузочный комплекс в районе м. Открытый мощностью 4,55 млн тонн, Таманский терминал навалочных грузов в морском порту Тамань мощностью 25 млн тонн, морской терминал в районе КС «Портовая» в морском порту Высоцк мощностью 1,66 млн тонн и паромно-пассажирский причал на левом берегу Анадырского лимана в пос. Угольные Копи.
Как отметил депутат, в 2023 году продолжится работа по строительству новых портовых терминалов, углублению рек и морских каналов, что позволит увеличить пропускную способность морских и речных путей на 2,9 млн тонн. «В наступившем году продолжится проектирование и строительство пассажирских причалов для речных судов, обновление технического флота. Планируется построить 15 новых судов и большое внимание уделить развитию не только грузовых перевозок, но и пассажирских, особенно в плане внутреннего туризма», — отметил Виктор Дерябкин.
Кроме того, ведется работа по модернизации пассажирского речного флота: заложены два новых круизных лайнера, активно строятся речные и морские суда на подводных крыльях для работы на новых регулярных маршрутах между портам европейской части России. Ранее «Морской и воздушный флот» также писал о планах по увеличению морских регулярных маршрутов между портами Азовского и Черного морей, что позволит увеличить объем пассажироперевозок морским транспортом.