Для реализации государственной круизной стратегии до 2035 года необходимо построить 150 судов
Круизный флот России сокращается быстрее, чем обновляется, несмотря на принятую в 2022 году государственную стратегию развития туризма, декларирующую удвоение круизного рынка к 2035 году. Об этом сказал генеральный директор ООО «Гама» Дмитрий Галкин на XVIII международной туристической выставке «Интурмаркет» в Москве.
По словам руководителя нижегородской круизной компании, к 2030 году российский круизный флот ожидает сокращение на 50% — примерно до 50 судов. «Сегодня круизный флот страны составляет около 100 судов разной степени изношенности. Ежегодное выбытие флота — 5-6 единиц, а строится в России сегодня только 7 судов. Для достижения задачи удвоения круизного туризма к 2035 году нужно построить столько же судов, сколько эксплуатируется сегодня, то есть, с учетом выбытия, это порядка 150 новых судов. Если ничего не делать, у нас через 7-8 лет объем круизного рынка упадет в два раза», — заявил эксперт.
По его мнению, проблематика строительства круизного флота связана в первую очередь с неопределенной позицией государства, начиная со стадии планирования и кончая мерами поддержки, которых, по его словам, недостаточно. «Ежегодно круизные компании подают заявки на обновление флота в правительство, исходя из реальных потребностей. Однако в итоге на официальном уровне озвучивается план, не имеющий ничего общего с круизной реальностью: «построить 140 единиц флота класса «река-море». Зачем, для кого?» — спрашивает Дмитрий Галкин.
Он считает, что отсутствие систематического подхода в строительстве судов резко снижает конкурентоспособность круизного сегмента. «Сегодня мы не видим со стороны государства понимания приоритетности тех или иных проектов в гражданском судостроении. Не видим системного подхода, как это было в советское время, когда были типовые проекты и международная кооперация. Нужно, чтобы судоходные компании покупали готовый продукт, массовый флот, а не создавали каждый раз заново головные суда», — полагает он.
Меры господдержки, по его словам, не соответствуют темпам роста цен в судостроении. «За последние 2 года расходы на постройку судна выросли в 2 раза. Та господдержка, которую мы получаем в виде утилизационного гранта в размере 25%, не соответствует росту затрат. Например, в Норвегии утилизационный грант составляет 90%. Дали бы хотя бы половину. Думаю, нам надо развиваться или как во всем мире, или никак», — считает руководитель судоходной компании.
По его мнению, оптимальная мера господдержки сегодня — это лизинг. По этой схеме компания строит два теплохода: «Первый теплоход «Золотое кольцо», который мы строим с 2018 года по собственному проекту на астраханском судостроительном заводе «Лотос». Строительство ведется по договору с АО «Машпромлизинг», на 15 лет под 3%. Судно уже готово на 95%, в данный момент ведутся отделочные работы и устанавливается мебель. За исключением носового подруливающего устройства все материалы и оборудование — отечественного производства. Так что проблем с обслуживанием мы не видим. Судно начнет навигацию в мае и будет ходить по круговому маршруту между Нижним Новгородом и Москвой. По нашим расчетам, срок окупаемости судна составит 13-14 лет. Второе судно строится на той же верфи, сдача запланирована на 2024 год», — рассказал руководитель нижегородской компании, флот которой сегодня состоит из 6 обычных круизных судов и 3 судов колесного типа.