Количество земкараванов на ВКМСК в апреле будет доведено до 10, в мае — до 15 единиц
Сезон дноуглубительных работ на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) откроется 1 апреля. Подготовка к началу работ идет точно по графику, группировка дноуглубительной техники собрана и находится в исправном состоянии, сообщает пресс-служба Росморречфлота.
Готовность привлекаемых сил и средств к сезону работ на ВКМСК обсудили на совещании под председательством руководителя Росморречфлота Захария Джиоева с участием руководства ФГУП «Росморпорт». В течение апреля 2023 года количество работающих на ВКМСК земкараванов будет доведено до 10, а на протяжении мая — до 15. В дальнейшем планируется продолжить увеличение состава группировки и, соответственно, объемов суточной выработки за счет привлечения дополнительного дноуглубительного флота.
Как напомнил Захарий Джиоев, финансирование дноуглубительных работ обеспечено из различных источников, в том числе за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной ФГУП «Росморпорт».
В 2023 году планируется обеспечить на ВКМСК проходную осадку судов в 4,5 м. Для этого на канале в общей сложности предстоит извлечь около 12 млн куб. м грунта — более половины объема дноуглубительных работ в целом по России в 2022 году. Наибольшую интенсивность дноуглубления требуется обеспечить на 40-километровом морском участке судоходного канала, подверженном наиболее высокой заносимости в условиях устойчивого снижения уровня Каспия.
Как сообщалось ранее, в 2022 году к работе на ВКМСК привлекалось рекордное количество единиц дноуглубительного флота — на разных участках работало 28 судов. Изъятые 5 млн куб. м грунта для беспрепятственной проводки судов с осадкой 4,2 м кратно превысили среднегодовые объемы дноуглубления на канале. Правительство России предусмотрело субсидию на проведение дноуглубления на ВКМСК: ФГУП «Росморпорт» выделяется 2,5 млрд рублей из бюджета в 2023 году.
Волго-Каспийский морской судоходный канал (ВКМСК) — важнейший инфраструктурный объект на Транскаспийском маршруте, важнейшем звене международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». Формирование канала было начато еще в конце XIX века, в течение XX века его протяженность была увеличена с 33 км до нынешних 188 км. Сегодня это самый протяженный искусственный канал России.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Ожидается, что к 2030 году перевозки российских грузов по МТК «Север — Юг» возрастут почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.