Ученые прогнозируют сокращение площади арктического льда и более легкий доступ к морским месторождения континентального шельфа
Правительство России утвердило национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
В плане отмечается, что, по данным многолетних наблюдений, выполняемых Росгидрометом РФ, средняя температура воздуха у поверхности Земли на территории России с середины 1970-х годов растет в среднем на 0,51 градуса за 10 лет, что в 2,8 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,18 градуса за 10 лет). При этом темп роста среднегодовой температуры воздуха в Арктической зоне России в 3,9 раза превышает общемировой показатель (0,71 градуса за 10 лет).
По данным Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории РФ, в летний сезон ожидается рост количества осадков и связанный с этим рост годового стока рек на большей территории России. Исключение составят южные регионы, где прогнозируется противоположная тенденция. В арктических морях России к концу XXI века подавляющее число глобальных климатических моделей (90%) прогнозируют исчезновение морского льда в теплое время.
В связи с ожидаемым сокращением площади арктического льда предвидится более легкий доступ к морским месторождения континентального шельфа Российской Федерации, морским портам и береговой инфраструктуре. При этом возможно усиление опасности для танкеров, буровых платформ, причальных сооружений, автомобильных и железных дорог, прилегающих к берегу, которая связана с образованием айсбергов и усилением воздействия морских волн. Затопление прибрежных районов в результате штормовых нагонов и разрушение берегов могут привести к невозможности использования портов и связанных с ними транспортных систем, повредить терминалы, логистические центры, дезорганизовать цепочки поставок.
В ряде бассейнов внутренних водных путей снизилась обеспеченность водными ресурсами. Маловодность в совокупности с инфраструктурными ограничениями снижает эффективность работы транспортного флота и сокращает период его работы. Климатические изменения оказывают воздействие и на временные транспортные сооружения, в частности, на зимники и ледовые переправы (сокращается период их ежегодной эксплуатации). При этом продление навигации на арктических реках в связи с потенциальным потеплением позволит компенсировать сокращение периода эксплуатации зимников и ледовых переправ для осуществления социально значимых грузовых и пассажирских перевозок.
Федеральные органы исполнительной власти будут обязаны ежегодно отправлять в Минэкономразвития России отчеты о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных данным планом. При этом будет разработан проект национального плана мероприятий третьего этапа адаптации к изменениям климата на период до 2028 года.
Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте «ПортНьюс» >>>>