В ближайшей перспективе аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы СМП
![](/upload/news/rtf/651_nasha-ustanovka-vidit-skvoz-tmu-metel-i-tuman.jpg)
На универсальном атомном ледоколе (УАЛ) проекта 22220 «Урал» проведены испытания опытного образца комплекса, который повысит точность прогнозов, необходимых при создании ледового навигатора. По результатам испытаний Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) в настоящее время формирует документацию для запуска приборов в серию. В частности, предполагается оснастить комплексами около 30 единиц арктических судов, сообщается в отраслевом издании госкорпорации «Росатом».
На «Урале» установили четыре измерительных блока: два по бортам, один на носу и один на корме. Герметичный термостабильный корпус комплекса обеспечивает функционирование измерительного блока при температуре воздуха до минус 50 градусов по Цельсию. Установка выполнена на основе лидара — лазера, способного осуществлять сканирование и измерения при неблагоприятных погодных условиях, пояснил заместитель гендиректора по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта ЦНИИМФ Александр Буянов. Луч выходит из блока бортового измерительного комплекса через оптическое зеленое стекло, излучение — в инфракрасном диапазоне, основная длина волны составляет 903 нм.
В реальном времени фиксируются значения пяти параметров ледовой обстановки: сплоченность льда, торосистость, толщину льда, ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок, уточнил главный инженер проектов ЦНИИМФ Александр Проняшкин. В общей базе данных эти массивы привязаны к значениям момента измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана.
![](/upload/news/rtf/315_rolik-bik-5-min.mp4_snapshot_00.40_2023.03.06_13.31.jpg)
В ближайшей перспективе такие аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП). Система предполагает полную цифровизацию оформления разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризацию и управление работой флота.
На разработку и запуск цифровой экосистемы Севморпути из федерального бюджета на 2023-2024 годы будет выделено 3,8 млрд рублей. По словам заместителя главы дирекции Севморпути Максима Кулинко, в цифровую экосистему войдут четыре элемента: единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, летательные аппараты, которые поднимаются с ледокола и мониторят ледовую обстановку в радиусе 200 км, а также фонд данных. Всю работу планируется завершить в 2025 году.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».