На Дальнем Востоке время ожидания судов на рейде сократилось в 2 раза — Центробанк
Наличие приоритета у контейнерных грузов негативно влияет на перевалку наливных грузов
Дисбаланс между экспортными и импортными грузопотоками на Дальнем Востоке уменьшился к марту 2023 года. В начале февраля по сравнению с ноябрем 2022 год время ожидания судов на рейде сократилось в 2 раза — до 5 дней, двукратно сократился срок доставки грузов из Китая в Москву через порт Владивосток. Об этом говорится в мартовском докладе «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России».
ЦБ отмечает, что грузооборот дальневосточных портов в январе 2023 года несколько вырос по сравнению с предыдущим месяцем за счет принятых в конце 2022 года мер по вывозу контейнеров с припортовых станций. В начале февраля было отправлено рекордное количество увеличенных контейнерных поездов, а перевозка контейнеров в полувагонах увеличилась почти на четверть по сравнению с январем.
Перевалка наливных грузов в макрорегионе в январе 2023 года увеличилась, но осталась ниже уровня 2022 года «из-за нехватки мощностей терминалов и наличия приоритета у контейнерных грузов с высокой добавленной стоимостью».
На судостроительных и судоремонтных предприятиях Дальнего Востока в начале года сохранялась высокая загрузка производственных мощностей благодаря обеспеченности заказами для внутреннего рынка на несколько лет вперед. Так, судостроительное предприятие Хабаровского края сообщило о планах строительства новых доков. Однако одно из предприятий отметило неполную загрузку производственных мощностей профильными заказами, вследствие чего изготавливало металлоконструкции для других предприятий региона. Отдельные предприятия сообщали о трудностях с поставками оборудования и комплектующих. Крупный судоремонтный завод в Приморском крае столкнулся со сложностями поставки широкой номенклатуры комплектующих из Европы, искал новые схемы логистики. Камчатское предприятие сообщило о задержке поставки тралового комплекса из Европы для двух сейнеров и поиске альтернативного оборудования в дружественной стране. Предприятие также отметило существенное увеличение стоимости контракта на строительство серии малых рыболовных судов, в том числе из-за повышения российским производителем цены на корпусной металл. Для решения проблемы с импортом судостроительные предприятия в Хабаровском и Приморском краях приступили к выпуску аналогов импортных деталей.
На Северо-Западе России грузооборот морских портов в январе 2023 года несколько увеличился в годовом выражении за счет роста объемов перевалки наливных грузов. «Основной вклад внесло увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов благодаря росту спроса в странах Азии. Вместе с тем при общем снижении объемов обработки сухогрузов в терминалах поставки российского угля за рубеж через порты Северо-Запада показали рост на 33% относительно января 2022 года, что было обусловлено, в частности, высокой загруженностью портов Дальнего Востока», — отмечают в Банке России. Переориентация логистических потоков увеличила также нагрузку на железнодорожную инфраструктуру. «Недостаточная провозная способность железной дороги на отдельных участках способствовала снижению экспорта и сокращению производственных планов компаний», — сказано в материале ЦБ. Так, одно из предприятий Вологодской области сообщило о сокращении выпуска готовой продукции в связи с имеющимися сложностями при ее перевозке по железной дороге в черноморские порты. В то же время производитель минеральных удобрений Новгородской области с целью сокращения затрат на транспортировку грузов и повышения эффективности перевозки сырья приобрел отечественные инновационные железнодорожные цистерны нового поколения.
Переориентация торговых потоков также продолжала оказывать влияние на увеличение поставок через порты в Южном федеральном округе (ЮФО). Так, грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна в январе увеличился на 23% год к году. В Краснодарском крае терминал навалочных грузов после модернизации оборудования смог увеличить в 2 раза обработку вагонов — свыше 2 тыс. единиц в сутки. По оценкам, грузопоток по международным транспортным коридорам Азово-Черноморского направления может вырасти в 2023 году почти на 25% в связи с увеличением пропускной способности пограничных переходов. Грузооборот портов Каспийского бассейна в январе возрос на 2% год к году. В Астраханской области ведутся работы по строительству зернового и масляного терминалов на территории портовой особой экономической зоны. Кроме того, на Юге реализуется два десятка крупных проектов в сфере складской недвижимости, большая часть из которых находится в завершающей стадии.