Российско-иранская компания создана фондом «Мостазафан» и астраханской ПЛК «Каспий»
ООО «ПЛК «Каспий» (резидент портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) Каспийского кластера) и иранский фонд «Мостазафан» создали транспортную компанию, которая будет осуществлять транзит грузов автомобильным транспортом по территории Ирана в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг». Иранская сторона выступит гарантом своевременной подачи автомобилей и сохранности грузов, российская компания обеспечит морскую линию судами, сообщает пресс-служба астраханской ОЭЗ «Лотос».
Работу автомобильного грузового транспорта в Иране предстоит наладить для обеспечения беспрепятственного продвижения груза из северных портов страны в южные.
«Невозможно запустить этот сложный коридор без комплексного подхода. На ближайшие годы мы видим транскаспийский маршрут как основной в каспийском регионе, потому что на строительство железной дороги в Иране для запуска западного маршрута и увеличение пропускной способности через Туркменистан для восточного нужно как минимум несколько лет. А грузы возить надо сейчас. Наши партнеры это понимают, поэтому несколько дней назад в Москве зарегистрирована российско-иранская компания, которая займется транзитом грузов по территории Ирана автомобильным транспортом», — приводится комментарий генерального директора АО «ОЭЗ «Лотос» Сергея Милушкина.
Он добавил, что это событие — большой шаг вперед, так как именно сухопутный участок по территории Ирана вызывает большие опасения у логистов.
В сообщении отмечается, что для обеспечения грузоперевозок на морской линии ПЛК «Каспий» поставит имеющиеся суда, пока идет строительство новых контейнеровозов. Ранее Южный центр судостроения и судоремонта (ЮЦСС, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) заключил контракт на строительство и поставку четырех универсальных сухогрузов-контейнеровозов смешанного плавания повышенной контейнеровместимости проекта 00108. Строительством судов займется резидент особой экономической зоны в Наримановском районе судостроительный завод «Лотос». Срок поставки контейнеровозов — 2025 год. Стоимость каждого судна составляет 1 млрд 741 млн рублей.
Международный транспортный коридор «Север — Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
К 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север — Юг» почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн. Так, в Бакинской декларации от 9 сентября 2022 года отмечено, что к 2030 году провозная мощность западного маршрута этого коридора с текущих 9 млн тонн должна быть увеличена до уровня не менее 15 млн тонн.
Портовая ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области на территории 644 га создана в соответствии с постановлением правительства РФ от 7 ноября № 1792. Управляющей компанией определено АО «ОЭЗ «Лотос». Проект реализуется в рамках поручений президента РФ по развитию международного транспортного коридора «Север — Юг» и социально-экономическому развитию Астраханской области.
ООО «Портово-логистическая компания «Каспий» создана для реализации инфраструктурного проекта по строительству и эксплуатации нового многофункционального портово-логистического комплекса, расположенного на территории портовой особой экономической зоны в Лиманском районе Астраханской области. Грузооборот комплекса к 2050 году потенциально составит 19 млн тонн. Общий объем инвестиций в проект — более 27 млрд рублей.
ПЛК «Каспий» расположится в центре международного транспортного коридора «Север — Юг». Наращивание портовых мощностей на Каспии окажет синергетический эффект в развитии смежных промышленных и сельскохозяйственных отраслей, будет способствовать увеличению внутреннего и экспортного товарооборота, обеспечит дополнительный экономический рост Астраханской области и в регионе в целом.
Фонд «Мостазафан» является вторым по значимости объединением бизнеса в Иране после Нефтяной корпорации, а также одним из крупнейших на Ближнем Востоке. В фонд входит более 160 фирм, действующих в различных сферах экономики. В соответствии с уставом организация действует как независимое юридическое лицо.