Суммарные инвестиции в проекты на территории области составляют 316,5 млрд рублей
Проекты Мурманского транспортного узла (МТУ) суммарно могут достичь 50 млн тонн грузов на Северном морском пути (СМП) к 2030 году. На данный момент степень их готовности разнится от нулевой до высокой. Об этом рассказал первый заместитель министра развития Арктики и экономики Мурманской области Андрей Варич на VIII Международной конференции «Арктика-2023».
По его словам, суммарные инвестиции в проекты на территории Мурманской области сейчас составляют 316,5 млрд рублей, из которых вложено 170 млрд рублей. Имея 188 резидентов Арктической зоны (АЗ) РФ и 9 резидентов территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики», регион занимает лидирующую позицию среди арктических субъектов Федерации. Основной проект региона — «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», реализация которого, по словам спикера, как раз и позволит увеличить грузооборот по СМП до плановых 80 млн тонн к 2030 году.
В качестве начального этапа развития МТУ ведется строительство подъездной инфраструктуры. «Строительство железнодорожной ветки для проектов на западном берегу Кольского залива переходит в финальную стадию. На данный момент выполнено 90% земляных работ, 56% строительных работ. Завершение работ запланировано на конец 2023 года. Объем инвестиций — более 67 млрд рублей», — сказал Андрей Варич.
Проекты, относящиеся к сфере морского транспорта, находятся в разной степени готовности. Так, якорный элемент транспортного узла — комплекс перегрузки угля ООО «МТП «Лавна» — готов на 57%. Объем инвестиций — 71 млрд рублей, заявленная мощность — 18 млн тонн в год.
Ключевым для региональной экономики проектом с инвестициями более 200 млрд рублей назван Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) ООО «НОВАТЭК-Мурманск», он находится на завершающей стадии. «В данный момент завершаются строительно-монтажные работы в соответствии с графиком реализации проекта», — сказал представитель регионального правительства.
По проекту строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) в поселке Видяево, который осуществляет ООО «Арктическая перевалка» (учредитель — ПАО «НОВАТЭК»), «ведется строительство причальных сооружений и планируется создание рейдовых мест». Объем инвестиций составляет 5,8 млрд рублей, прогнозируемый оборот — более 10,6 млн тонн и более 600 судозаходов в год.
По рефрижераторному морскому терминалу ООО «Терминал «Ударник», который строит холдинг «Норебо», получено разрешение на строительство автоматизированного холодильного комплекса емкостью 35 тыс. тонн единовременного хранения. «Ввод терминала в эксплуатацию запланирован на 2027 год, объем инвестиций — 4,1 млрд рублей, планируемый годовой оборот — 800 тыс. тонн», — сказал первый замминистра.
Кроме того, ООО «Русатом Карго» в рамках проекта «Северный морской транзитный коридор» строит Западный транспортно-логистический узел — контейнерный терминал с двумя глубоководными причалами общей пропускной способностью около 10 млн тонн в год. Инвестиции составят 41 млрд рублей. На данный момент ведутся проектно-изыскательные работы.
В рамках развития МТУ также реализуется проект строительства специализированного терминала по перевалке минеральных удобрений ООО «Морской терминал Тулома» с инвестициями в 19,9 млрд рублей и мощностью 4-6 млн тонн в год. Степень готовность объекта не уточняется.
Кроме того, запланировано строительство терминала минеральных удобрений ОАО «Беларуськалий» мощностью 5-7 млн тонн в год. «На данный момент определены перспективные земельные участки для строительства и подготовлена предварительная схема размещения терминала», — сказал представитель правительства региона.
Реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» ведется в соответствии с госпрограммой «Развитие транспортной системы» и Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ на период до 2024 года.