В дефиците танкеры, портовый флот и перевалочные комплексы
Прогнозируя развитие Северного морского пути (СМП), не стоит принимать на веру заявления некоторых инвесторов арктических проектов, цифры которых могут расходиться с реальными возможностями. Такое мнение, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», выразил руководитель компании «Гекон», ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Григорьев на VIII Международной конференции «Арктика-2023».
По его словам, планирование грузопотока по Севморпути с опорой только на данные инвесторов стоит воспринимать скептически, поскольку ряд крупных проектов не обеспечены флотом и транспортной инфраструктурой. «Например, «Восток Ойл» и Сырадасайское месторождение не имеют ни флота, ни портофлота, ни перевалочных комплексов. В то же время «Восток Ойл» планирует уже в 2024 году поставлять 30 млн тонн в год, хотя для этого не построен ни один танкер, и в портфеле заказов завода «Звезда» таких судов нет. То же справедливо для инвесторов в Сырадасайском месторождении, которые обещают поставки 7 млн тонн угля в 2026 году», — сказал он, отметив, что ряд крупных планируемых проектов в Арктике в той или иной мере имеет те же уязвимые стороны. В связи с этим, по его словам, «необходимо пересмотреть стратегические задачи и пути управления Арктической зоной».
Эксперт также скептически отнесся к проекту перевозок угля из Сибири в Азию по реке Енисей. «Несмотря на то, что проект был одобрен Минтрансом и должен быть запущен в 2023 году, есть большие сомнения в его реалистичности. Во-первых, это ограничение по глубине, 3 м в районе порта Лесосибирск, ограничивающее движение рентабельных судов, во-вторых, нехватка грузового и буксирного флота, если речь идет о транспортировке баржами, в-третьих, ограниченные портовые мощности порта Дудинка, максимальная грузовая партия в котором составляет 15 тыс. тонн, а также технологически ограниченные возможности рейдовой перевалки в устье Енисея», — сказал он.
По мнению эксперта, дальнейшее развитие СМП связано с двумя месторождениями – Новопортовским и Южно-Тамбейским. «Поэтому в структуре грузопотока по СМП к 2035 году 80% составят минеральные грузы, 10% — грузы обеспечения проектов компаний «Газпром нефть», «НОВАТЭК», «Норникель», терминалов порта Сабетта и других», — заключил он.
Напомним, первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов на VIII Международной конференции «Арктика-2023» заявил, что грузоперевозки по СМП к 2024 году могут возрасти до 90 млн тонн в год, в 2030 году — до 216 млн тонн в год, исходя из обязательств компаний-грузоотправителей и ожидаемого роста транзитных и иных грузов. Таким образом, ожидается превышение целевых показателей, приведенных в плане развития СМП до 2035 года, согласно которому годовой грузопоток должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.
В 2022 году по Севморпути было перевезено 34 млн 34 тыс. тонн грузов, целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» был превышен на 2 млн тонн.