За 10 лет на зарубежных верфях было построено 32 добывающих судна для российских компаний

Средний возраст российских рыбодобывающих судов, построенных за рубежом, составляет 31 год. Треть рыбодобвающего флота, построенного за рубежом, находится в возрастной группе от 31 до 35 лет. Структуру российских рыбодобывающих судов, построенных за пределами России, проанализировала Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий ВАРПЭ.
По данным отраслевой системы мониторинга, построенных за рубежом таких судов насчитывается 744 единицы, то есть больше половины от всего российского добывающего флота. Самая большая группа представлена средними рыбодобывающими судами — 431 единица. Далее следуют малые суда (117 единиц), большие (94 единицы), маломерные (77 единиц) и крупные (25 единиц).
За последние 10 лет на зарубежных верфях было построено 32 добывающих судна для российских рыбаков. Свыше 60% из них построено в течение последних 5 лет. Среди них супертраулеры «Океанрыбфлота» — «Владимир Бирюков» и «Георгий Мещеряков», которые вместе способны заменить 5 больших морозильных траулеров типа «Пулковский меридиан».

Добавим, с 2016 года, на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли, российские верфи, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, получили массовый приток заказов. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. Программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране — от Калининграда до Камчатки. В рамках первого этапа инвестквот в России строится 105 судов: 64 — рыбопромысловых, 41 — краболов.
В конце декабря 2022 года президент РФ подписал закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. Планируемый перспективный портфель заказов по нему включает более 70 судов, из которых до 35 предназначены для ловли краба.
Росрыболовство сообщало, что в совокупности реализация первого и второго этапов омолодит российский рыбопромысловый флот с 35 до 9 лет.