Рейсы лихтеровоза «Севморпуть» будут дополнены судами меньших габаритов
Количество регулярных каботажных рейсов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году будет увеличено с двух до четырех, а объем грузов на маршруте вырастет в 2,3 раза — с 8,5 тыс. тонн до 20 тыс. тонн. Об этом, как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», рассказал первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов на VIII Международной конференции «Арктика-2023».
Открытая в 2022 году регулярная каботажная линия между Санкт-Петербургом и Владивостоком включала два рейса атомного контейнеровоза «Севморпуть». «Линия оказалась востребована со стороны инвесторов и в этом году будет дополнена другими судами, способными заходить в порты с небольшими глубинами, чтобы обеспечить северный завоз», — сказал Гаджимагомед Гусейнов.
По его словам, каботажные рейсы субсидированы согласно правилам, утвержденным в 2022 году, в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». Размер субсидий в 2023 году составит 504 млн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2022 году (275 млн рублей).
Напомним, с 2022 года правительство РФ начало субсидирование арктических каботажных перевозок между портами Санкт-Петербург, Мурманск и терминалами Дальнего Востока. Всего до 2035 года на эти цели, в соответствии с планом развития СМП, предусмотрено 7,84 млрд рублей. Ответственными за организацию рейсов назначены Минвостокразвития России и госкорпорация «Росатом».
В мае 2022 года ФГУП «Атомфлот» было определено победителем отбора на осуществление каботажных субсидируемых рейсов. В прошлом году состоялись два круговых рейсов из портов, находящихся в европейской части РФ в дальневосточные порты. 11 августа лихтеровоз «Севморпуть» выполнил первое рейсовое задание с загрузкой 10%. Загрузка на втором рейсе в направлении дальневосточных портов составила 90%, в обратном направлении — 46%.
Всего в 2022 году по Севморпути было перевезено 34,1 млн тонн грузов — плановый показатель перевыполнен на 2,1 млн тонн. В 2023 году планируется доставить в арктические и дальневосточные регионы 36 млн тонн грузов.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» — единственное в мире ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, которое было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в 1988 году. Судно способно самостоятельно идти по сплошным ровным ледяным полям толщиной до 1 м со скоростью около 2 узлов. Обводы и прочность корпуса позволяют использовать судно в арктическом бассейне под проводкой ледокола, а также в самостоятельном плавании в нетяжелых льдах.