К 2030 году перевозки российских грузов по МТК возрастут почти вдвое — до 32 млн тонн
Строительство железной дороги на участке Решт ‒ Астара (Иран) является одним из ключевых вопросов международного транспортного коридора (МТК) «Север ‒ Юг». Такое заявление сделал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на встрече с чрезвычайным и полномочным послом Ирана в России Каземом Джалали, сообщает пресс-служба правительства РФ.
Отметив дальнейшее развитие отношений между двумя странами, Андрей Белоусов сообщил: «Несомненно, на этом пути будут вызовы, которые будут устранены благодаря воле двух стран. При этом строительство железной дороги на участке Решт ‒ Астара является одним из ключевых вопросов МТК «Север ‒ Юг».
Казем Джалали со своей стороны рассказал о мерах, принятых в последние месяцы в банковской сфере, а также в сферах таможни, логистики и МТК «Север ‒ Юг». По его словам, несмотря на наличие западных и восточных маршрутов коридора, особую значимость приобретает внимание к развитию морского флота и портов двух стран на Каспии в качестве среднего маршрута.
Ранее 1 марта сообщалось, что, по данным заместителя министра экономического развития России Дмитрия Вольвача, российские порты Каспийского моря в настоящее время готовы принять до 12 млн тонн грузов из Ирана с дальнейшей транспортировкой по сети железных дорог к портам Балтийского моря. Такие данные были приведены на пятом заседании российско-иранской рабочей группы по межрегиональному сотрудничеству при обсуждении вопроса взаимодействия в сфере транспорта и логистики в части использования МТК «Север ‒ Юг». По разным оценкам, к 2035 году поток российских грузов на территории Ирана может составить от 15 млн до 60 млн тонн.
Международный транспортный коридор «Север ‒ Юг» — мультимодальный маршрут протяженностью 7,2 тыс. км, который свяжет Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Западные и восточные ветки МТК проходят через Иран: западная ветка предусматривает перевозку по Ирану автомобильным транспортом через Решт, восточная — железнодорожным. Конечной точкой в Иране является порт Бендер-Аббас, из которого грузы могут доставляться в Индию морем. Западная ветка также проходит через Азербайджан, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран.
Ожидается, что к 2030 году перевозки российских грузов по МТК «Север ‒ Юг» возрастут почти в два раза: с текущих 17 млн до 32 млн тонн.