Из 105 судов по первому этапу инвестквот заказчикам переданы 14
Российские верфи заявляют, что несут огромные убытки — около 42 млрд рублей — при строительстве промысловых судов в рамках программы инвестиционных квот. Об этом сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков в интервью РБК.
По первому этапу программы инвестквот и крабовых аукционов сейчас на российских верфях строятся 105 судов: 64 рыбопромысловых и 41 краболов. Заказчикам передано 10 рыбопромысловых судов и 4 краболова, напомнил Илья Шестаков.
По его словам, по строительству краболовов по инвестквотам серьезных сдвигов сроков вправо не наблюдается. Он выразил уверенность, что в течение 5 лет все проекты будут реализованы: оставшиеся 37 краболовов будут достроены не позднее 2027 года. А по строительству рыбопромыслового флота «есть серьезные проблемы», которые «начались еще до санкций, и в какой-то степени их можно оправдать пандемией». Илья Шестаков связал их «с отсутствием у верфей на начальном этапе программы нужных компетенций». «Проблема отечественных верфей была в том, что они заказы взяли, но договорные обязательства с рыбаками прописали плохо, пошли на серьезные риски, не понимая, с чем столкнутся, и просчитались. Сейчас верфи декларируют по промысловым судам огромные убытки — около 42 млрд рублей», — сказал глава федерального агентства.
Он сообщил, что эту проблему будут решать непосредственно министерство промышленности и торговли и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). «Наверное, необходимо вводить какую-то программу финансового оздоровления. Понятно, что верфи строят не только гражданский флот», — сказал он, добавив, что «некоторые рыбопромышленники идут навстречу верфям и согласовывают изменение стоимости или продление сроков, если это обоснованно, потому что понимают, что иначе суда не достроят».
Напомним, российские верфи, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, получили массовый приток заказов с 2016 года — на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов.
Программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране — от Калининграда до Камчатки. Из-за санкций и проблем в реализации головных серий судов на первом этапе правительство РФ в 2022 году продлило на два года, с 5 до 7 лет, срок выполнения инвестпроектов по строительству флота.
В конце декабря 2022 года президент РФ подписал закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. По предварительным данным, планируемый перспективный портфель заказов по второму этапу инвестквот включает более 70 судов, из которых до 35 предназначены для ловли краба. Аукционы по второму этапу инвестиционных квот, как ранее заявлял Илья Шестаков, пройдут в августе‒сентябре 2023 года.
Росрыболовство сообщало, что в совокупности реализация первого и второго этапов омолодит российский рыбопромысловый флот с 35 до 9 лет, что позволит нарастить темпы выловов и увеличить дальневосточный промысел на 1 млн тонн в год.