Ледовые ограничения судов нужно учитывать на этапе подбора флота для работы на Севморпути
Ввиду короткой навигации на Северном морском пути (СМП) из-за климатических условий строительным и дноуглубительным компаниям крайне важно своевременно оформлять разрешения на плавание судов в акватории трассы. Об этом рассказал исполняющий обязанности заместителя генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть» (входит в госкорпорацию «Росатом») Святослав Степченков в ходе VI Конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованного медиа-группой «ПортНьюс».
Святослав Степченков разъяснил порядок получения разрешений на плавание судов в акватории СМП с учетом специфики дноуглубительного (технического) флота и обратил внимание на необходимость заранее, перед получением разрешения, на этапе подбора флота для работы на Севморпути учитывать ограничения, которые имеют суда, сообщает пресс-служба учреждения.
Дноуглубительные суда без ледового класса или неарктического ледового класса Ice1‒Ice3 не могут работать на СМП ранее 1 июля и позднее 15 ноября. Это связано с требованиями Правил плавания в акватории СМП в целях обеспечения безопасности мореплавания.
«Мы, безусловно, понимаем, что строительство и реализация больших проектов в акватории Северного морского пути — это сложная задача и требует большого напряжения сил, но, если по практике, то самый реальный срок выдачи разрешения — до 31 октября. Если говорить об Обской губе, то традиционно начало ноября — начало периода ледостава... Не допустим и не можем допустить плавание судов без ледового класса в период активного ледостава, потому что таким судам разрешено плавание только по чистой воде. За плаванием судов с небольшими ледовыми классами будем активно смотреть», — подчеркнул Святослав Степченков.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное управление Северного морского пути» (ФГБУ «ГлавСевморпуть», входит в госкорпорацию «Росатом») создано распоряжением правительства РФ в 2022 году в целях организации плавания судов в акватории Северного морского пути. Учреждение призвано обеспечивать организацию ледокольной проводки судов и их проход по рекомендованным маршрутам плавания в акватории СМП с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, а также выдачу, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание судов в акватории СМП, внесение изменений в такие разрешения.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.