Полпред поручил представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов в ДФО
Административная нагрузка на рыбаков должна быть минимальной, поэтому все заинтересованные ведомства должны принять меры для ее максимального снижения путем устранения излишних процедур. Об этом говорил полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев во время совещания о развитии рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, сообщается в Telegram-канале полпреда ДФО.
Отдельно обсуждались предложения по загрузке дальневосточных верфей. Юрий Трутнев поручил Минсельхозу, Минвостокразвития, Минпромторгу проанализировать потребности отрасли в обновлении рыбопромыслового флота и совместно с судостроительными предприятиями Дальнего Востока представить предложения по строительству средне- и малотоннажных судов.
Также полпред поручил заинтересованным федеральным органам исполнительной власти принять меры, обеспечивающие сохранение производственных процессов. «Задача всех органов исполнительной власти сделать так, чтобы предприятия не только продолжали свою работу, но и увеличивали мощности, чтобы экономика страны становилась сильнее», — сказал Юрий Трутнев.
По информации Росрыболовства, в повестку совещания вошло обсуждение реализации первого этапа предоставления квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в инвестиционных целях.
«В Дальневосточном федеральном округе добывается более 70% российских водных биологических ресурсов, и несмотря на определенные трудности в связи с санкционной политикой недружественных стран, отечественные биоресурсы не перестали быть востребованными как на внутреннем рынке, так и у стран импортеров. По поручению президента Российской Федерации разработан и внедрен механизм предоставления квот на добычу водных биоресурсов в обмен на инвестиции. Благодаря указанному механизму нефинансовой государственной поддержки заключены соглашения на строительство 64 рыбопромысловых судов, 41 судна-краболова и 27 рыбоперерабатывающих заводов. Объем инвестиций по договорам на строительство таких объектов составил свыше 293 млрд рублей (около 205 млрд — на строительство судов рыбопромыслового флота, 26,4 млрд — на строительство рыбоперерабатывающих заводов и 62 млрд рублей на строительство судов-краболовов). В настоящее время семь рыбопромысловых судов, четыре краболова и 25 заводов введены в эксплуатацию. Поступления в бюджет Российской Федерации составили 145 млрд рублей», — приводится цитата Юрия Трутнева.
Со ссылкой на информацию Минпромторга России сообщается, что на Дальнем Востоке реализуется менее четверти от общего портфеля заказов на строительство рыбопромыслового флота: на четырех дальневосточных верфях строятся 8 рыбопромысловых судов и 16 краболовов. Работы идут на АО «Восточная верфь», АО «Находкинский судоремонтный завод», АО «Хабаровский судостроительный завод» и ООО «НПЦ «Торсиотест». Три краболовных судна переданы заказчикам.
На совещании рассматривались меры стимулирования строительства судов рыбопромыслового флота на судостроительных верфях, расположенных на Дальнем Востоке, включая оказание мер государственной поддержки. В частности, были представлены предложения губернаторов и представителей бизнеса по второму этапу инвестиционных квот.
В рамках первого этапа размер субсидии на возмещение затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока составляет до 20% стоимости заказа, но не должен превышать 340 млн рублей. Вместе с тем, как напомнил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, данная субсидия была доведена только после заключения контрактов на строительство судов. «Субсидия не выполнила свою стимулирующую функцию для заключения контрактов именно с дальневосточными верфями. В 2021 году ее объем составил всего лишь 240 млн рублей. Объем инвестиций в Дальний Восток составил только около 15% от общего объема инвестиций в рамках первого этапа инвестиционных квот. Это как минимум несправедливо с учетом того, что основной ресурс в инвестиционных целях распределяется именно из Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. И в рамках анонсированного второго этапа механизма инвестиционных квот инвестиционный баланс должен быть соблюден безапелляционно», — заметил он.
Глава Минвостокразвития России предложил в нормативных правовых актах правительства РФ (постановление «О закреплении и предоставлении доли квоты» и постановление «О требованиях к объектам инвестиций») в рамках второго этапа инвестиционных квот закрепить требование «где ловишь, там и строишь», чтобы рыбопромысловые суда для работы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне строились на судостроительных предприятиях ДФО.
Предложения по стимулированию строительства судов на дальневосточных верфях представил Минпромторг России. В частности, министерством разработано изменение в части увеличения размера по субсидированию затрат строительства судов-краболовов на судостроительных предприятиях Дальнего Востока до 28% стоимости заказа, но не более 520 млн рублей. По информации министерства, данная мера позволит нивелировать увеличившиеся расходы на строительство судов, вызванные ростом стоимости материалов и оборудования. Проект соответствующего постановления правительства РФ проходит согласование в федеральных министерствах.
Кроме того, Минпромторг разработал проект постановления по предоставлению субсидий судостроительным организациями ДФО на возмещение части затрат, связанных со строительством гражданских судов. Принятие данной меры будет стимулировать строительство судов на дальневосточных верфях за счет выравнивания условий строительства.
Минпромторг также направил Росрыболовству предложения по изменению постановления правительства РФ №633 «О требованиях к объектам инвестиций» и уменьшению длины малотоннажного рыбопромыслового судна для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна с 25 до 23 м. Как пояснили представители министерства, это незначительное изменение длины судов позволит привлечь расширить количество участвующих в инвестиционных проектах предприятий и привлечь верфи Дальнего Востока, которые уже успешно строят малые рыболовные траулеры.
Еще одна мера связана с предложением инвестиционного лизингового проекта для финансирования строительства судов за счет привлечения средств Фонда национального благосостояния под 1,5% годовых. Предложение отправлено Минпромторгом России на рассмотрение в Минсельхоз.