К 2035 году девять атомоходов будут расположены на расстоянии не более 250 миль
Группировка ледоколов на Северном морском пути (СМП) с 2026 по 2030 годы будет состоять из девяти атомных и пяти неатомных ледоколов. Для обеспечения круглогодичной навигации в восточном секторе Севморпути предполагается расстановка 5 атомных ледоколов на расстоянии не более 500 морских миль друг от друга. С 2031 по 2035 годы группировка будет состоять из 13 атомных и 5 неатомных ледоколов. При этом 9 атомоходов будут расположены на расстоянии не более 250 миль друг от друга. Такие данные озвучил специальный представитель по вопросам развития Арктики госкорпорации «Росатом» Владимир Панов на встрече представителей оргкомитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете с главами дипломатических представительств стран Латинской Америки и государств Персидского залива, сообщает пресс-офис председательства России в Арктическом совете.
Владимир Панов добавил, что действующая группировка ледокольного флота, работающая в акватории СМП, состоит из 7 атомных ледоколов и 3 неатомных. В настоящее время на Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) продолжается строительство двух атомных ледоколов проекта 22220 «Якутия» и «Чукотка». 2 февраля ФГУП «Атомфлот» и Балтзавод подписали контракт на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Ранее сообщалось, что с учетом увеличения грузопотока по Севморпути госкорпорация «Росатом» наращивает группировку ледоколов. Их количество к 2030 году должно составить 17 единиц, заявляли в госкорпорации. В настоящее время, помимо заказов на Балтийском заводе, ведется строительство ледокола «Лидер» на судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».