Строительство ряда объектов по первому этапу инвестквот идет с опозданием на 3 года
Аукционы по второму этапу инвестиционных квот пройдут в августе‒сентябре 2023 года, сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков в интервью телеканалу РБК. «В этом году аукционы пройдут, думаю, в августе‒сентябре. И здесь мы ожидаем, что дополнительно будет построено где-то порядка 12 рыбоперерабатывающих заводов к 25, которые уже построены. Плюс ожидаем, что где-то порядка 25-30 новых рыбопромысловых судов, не считая еще краболовов, эта программа принесет», — сказал он.
Крабовые аукционы, по оценке главы ведомства, принесут в бюджет около 140 млрд рублей, а также обязательства в виде строительства необходимой инфраструктуры — холодильных мощностей в портах и краболовов.
Он также сообщил, что сейчас заказчикам уже передано 10 новых рыбопромысловых судов, поэтому важно продлить программу инвестквот.
Говоря о реализации первого этапа инвестквот, он назвал достройку рыбопромысловых судов самой важной проблемой, которая остается. «Там, конечно, требуется перепроектирование и поиск поставщиков нового оборудования. Санкционные ограничения заставляют наших инвесторов перепроектировать суда, поскольку они были рассчитаны достаточно серьезно на поставки оборудования из недружественных стран», — пояснил он. Илья Шестаков напомнил, что правительство РФ уже приняло решение сдвинуть сроки строительства на два года. «Плюс, надо сказать, само строительство, которое с 2018 года началось, уже шло с опозданием, поэтому в целом мы видим, что по определенным объектам сроки на 3 года сдвигаются вправо», — сказал глава Росрыболовства, подтвердив, что «проблемы судостроения рыбопромысловых судов существуют».
Кроме того, он отметил, что в 2022 году существовали сложности с логистикой при перевозке рыбопродукции, однако поставки удалось переориентировать.
Напомним, российские верфи, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, получили массовый приток заказов с 2016 года — на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов.
Программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране — от Калининграда до Камчатки. Как сообщило в октябре 2022 года Росрыболовство, в рамках первого этапа инвестквот в России строится 105 судов: 64 — рыбопромысловых, 41 — краболов. Из-за санкций и проблем в реализации головных серий судов на первом этапе правительство РФ в 2022 году продлило на два года, с пяти до семи лет, срок выполнения инвестпроектов по строительству флота.
В конце декабря 2022 года президент РФ подписал закон о втором этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. По предварительным данным, планируемый перспективный портфель заказов по второму этапу инвестквот включает более 70 судов, из которых до 35 предназначены для ловли краба.
Росрыболовство сообщало, что в совокупности реализация первого и второго этапов омолодит российский рыбопромысловый флот с 35 до 9 лет, что позволит нарастить темпы выловов и увеличить дальневосточный промысел на 1 млн тонн в год.