Это произошло впервые с октября 2019 года
Традиционно устойчивая торговля рефрижераторами из Европы на Дальний Восток постепенно уступает тем же рыночным силам, что и остальная часть сектора морских контейнерных перевозок, при этом за устойчивым снижением объемов теперь следует падение спотовых и долгосрочных ставок. К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании Xeneta (Швеция). Так, согласно их данным, спотовые ставки на данном маршруте перевозок сократились с более чем $5 тыс. за FEU до $4240 за FEU, упав ниже долгосрочных ставок фрахта впервые с октября 2019 года. Долгосрочные ставки фрахта в настоящее время составляют около $4,5 тыс. за FEU, при этом пиковое значение отмечалось в сентябре 2021 года ($4850 за FEU).
«Падение спотовых ставок ниже долгосрочных контрактов является классическим признаком слабого рынка, — говорит ведущий аналитик Xeneta Питер Сэнд. — Это один из наиболее загруженных маршрутов в мире с сильной историей ставок фрахта, но даже он оказался беззащитен перед рыночными силами, влияющими на контейнерный рынок в целом в настоящее время. То, что мы видим, это продолжающееся усугубление дисбаланса спроса и предложения, особенно в Китае, что, в дополнение к избытку мощностей и тоннажа, приводит к падению цен. Мы наблюдали, как спотовые ставки падали ниже долгосрочных на основных маршрутах в августе прошлого года и похоже, что рефрижераторный сегмент теперь идет по тому же направлению. Даже удивительно, что цены держались высоко столь длительное время».
Аналитик напоминает, что объемы перевозок рефконтейнеров из Европы в АТР достигли пика в 2020 году и с тех пор сокращались. Так, объем перевозок упал на 4% в 2021 году, а в 2022 году уже на 13%. Это равносильно потере 100 тыс. TEU c января по ноябрь 2022 года.
«Ослабляющийся спрос со стороны Китая — ключевой момент здесь, — поясняет Питер Сэнд. — В течение 11-месячного периода мы наблюдали падение на 30% год к году спроса в Китае, что эквивалентно потере 115 тыс. TEU. Единственной причиной, по которой совокупное падение на направлении в АТР оказалось ниже, является рост спроса в Северной и Юго-Восточной Азии (на 7,2% и на 2,6% соответственно). Эти изменения привели к падению доли Китая в объемах на данном коридоре с 51% в 2021 году до 41% в 2022 году. Время покажет, будет ли это тренд продолжен».
Несмотря на снижение ставок, цены остаются относительно высокими. В третьем квартале 2019 года долгосрочные контракты на перевозку рефконтейнеров составляли всего $2 тыс. за FEU. Это означает, что потенциал снижения еще очень большой.
«Будет интересно посмотреть, будет ли рынок рефконтейнеров следовать за рынком обычных контейнеров. Когда спотовые ставки на их перевозку упали ниже долгосрочных прошлым летом, образовался ценовой разрыв. Спотовые ставки падали быстрее долгосрочных. Сейчас этот разрыв сократился, но спотовые ставки остаются ниже долгосрочных. Случится ли то же самое с рефконтейнерами? Что станет новой нормальностью для того и другого рынка?», — вопрошает аналитик.