Контейнерооборот морских терминалов Global Ports снизился по итогам 2022 года на 37,1%
Контейнерный рынок России в 2022 году сократился на 24,3%
Консолидированный контейнерооборот морских терминалов Global Ports снизился по сравнению с 2021 годом на 37,1% и составил 992 тыс. TEU. В IV квартале прошлого года падение показателя составило 53% — до 179 тыс. TEU, следует из операционных результатов группы за последний квартал и год в целом.
Отмечается, что по итогам IV квартала и полного 2022 года в результате значительного сокращения числа судозаходов ключевых контейнерных линий в порты России на контейнерном рынке в Балтийском бассейне, как и на терминалах группы в этом регионе, произошло существенное снижение оборота контейнеров, автомобилей и Ro-Ro грузов. В то же время контейнерооборот портов в Дальневосточном бассейне, в том числе на терминале «Восточная стивидорная компания» (ВСК, входит в Global Ports), вырос преимущественно за счет перестройки цепочек поставок с европейских на азиатские маршруты.
Контейнерооборот Первого контейнерного терминала (ПКТ) за 2022 год составил 216 тыс. TEU (-65,5% относительно 2021 года), «Петролеспорта» (ПЛП) — 133 тыс. (-66,7%), Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ) — 18 тыс. TEU (-38,2%).
ВСК в 2022 году увеличила контейнерооборот на 20,1% — до 624 тыс. TEU (в IV квартале — на 31,6%, до 167 тыс. TEU) и таким образом установила новый рекорд годового объема перевалки контейнеров в истории терминала.
Консолидированный грузооборот навалочных грузов в 2022 году увеличился на 13,7% — до 3,6 млн тонн (в IV квартале — на 62,3%, до 1,3 млн тонн). Обработка Ro-Ro грузов по итогам прошлого года упала на 82,8% — до 4,3 тыс. единиц; автомобилей — на 82,4%, до 18,4 тыс. единиц.
Перевалка контейнерных грузов в финских портах (Global Ports входит в СП на терминале в Котке и Хельсинки) в 2022 году выросла на 34,1% и достигла 103,8 тыс. TEU. Грузооборот навалочных грузов на терминале Моби Дик в Кронштадте сократился на 38,7% — до 165,2 тыс. тонн, в логистическом парке «Янино» — на 66,1%, до 119,9 тыс. тонн.
По оценке Global Ports, контейнерный рынок России в 2022 году сократился на 24,3% и составил 4,09 млн TEU. Наибольшее падение отмечено в Балтийском регионе, включая Калининград, — на 57,3%, до 1,07 млн TEU. Показатель нарастили северные порты — на 14,2%, до 180 тыс. TEU, и дальневосточные — на 9,3%, до 2,07 млн TEU.
«Динамику рынка в 2023 году сложно прогнозировать. Хотя группа видит растущий интерес клиентов к заходам судов-контейнеровозов в Балтийском бассейне, нет оснований в 2023 году ожидать восстановления рынка в регионе до объемов 2021 года. На дальневосточном рынке наблюдается высокий спрос, который может превысить мощности контейнерных терминалов и смежной инфраструктуры в регионе. В связи с этим факторами группа намерена продолжать дальнейшее развитие и расширение ВСК. В Балтийском регионе группа концентрируется на использовании своих терминалов для неконтейнерных грузов, а также на управлении затратами», — добавляется в сообщении.
Global Ports Investments PLC — ведущий оператор контейнерных терминалов на российском рынке по объему мощностей и контейнерному грузообороту. Терминалы Global Ports расположены в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, ключевых регионах внешнеторговых грузопотоков. Global Ports управляет пятью контейнерными терминалами в России («Петролеспорт», «Первый контейнерный терминал», «Усть-Лужский контейнерный терминал» и «Моби Дик» на Балтике, «Восточная стивидорная компания» на Дальнем Востоке) и двумя контейнерными терминалами в Финляндии (терминалы «Мулти-Линк» в Хельсинки и Котке). Global Ports также владеет внутренним контейнерным терминалом «Логистический парк «Янино» под Санкт-Петербургом.
Основным акционером Global Ports является группа компаний «Дело», крупнейший интермодальный контейнерный и портовый оператор в России (61,5%), 20,5% акций Global Ports обращаются в форме глобальных депозитарных расписок.