Разработку планируется завершить к середине 2025 года
Правительство РФ направит 3,8 млрд рублей на создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП), которая объединит все электронные сервисы для участников логистического рынка. Разработку планируется завершить к середине 2025 года, сообщается на сайте российского кабмина.
«Утверждены Правила предоставления субсидии на создание цифровой экосистемы Северного морского пути. И для этого в федеральном бюджете на текущий и следующий годы предусмотрено почти 4 млрд рублей. Система будет состоять из единой платформы электронных сервисов, через которую станут оказываться услуги участниками логистического рынка», — сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на оперативном совещании с вице-премьерами 16 января 2023 года.
Речь идет о создании «ледового навигатора». Цифровая экосистема включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолетах и вертолетах ледовой разведки. Предполагается, что благодаря данным таких комплексов удастся повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Затем сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадет на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи — грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.
Создание цифровой экосистемы идет в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».
Кроме того, новым распоряжением утвержден объем бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала «Порт бухта Север». В 2023 году они составят более 2 млрд рублей, а в 2024 году — более 1,6 млрд рублей.
За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза более 120 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.
«Бухта Север» будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений на севере Красноярского края вблизи Диксона. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти. Появление «Бухты Север» позволит к 2024 году увеличить суммарный объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн.
«Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение ее жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона», — отметил Михаил Мишустин.
Напомним, в июле 2022 года НК «Роснефть» приступила к строительству крупнейшего в России приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового причала для морских судов в «Порту бухта Север» вблизи городского поселения Диксон на севере Красноярского края. На первом этапе строительства возводятся три грузовых и два нефтеналивных причала общей протяженностью почти 1,3 км, приемо-сдаточный пункт с 27 резервуарами объемом 30 тыс. куб. м каждый, а также технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.
Нефтеналивной терминал в «Бухте Север» является стратегически важным объектом, который обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» по Северному морскому пути (СМП). Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году). С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта планируется довести до 30 млн тонн в год, с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.
Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Читайте по теме:
«Роснефть» планирует в зимнюю навигацию доставить по Севморпути на объекты «Восток Ойл» 500 тыс. тонн грузов >>>>
Грузопоток по СМП за счет российских компаний вырос на 966 тыс. тонн в 2022 году >>>>
Грузопоток по Северному морскому пути по плану развития должен составить 220 млн тонн в 2035 году >>>>