Участники рынка и представители исполнительной власти отмечают наличие большего объема грузов
Министерство экономического развития РФ прогнозирует прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год. Это следует из материалов ведомства (копия есть в распоряжении ИАА «ПортНьюс») к совещанию, состоявшемуся 8 декабря 2022 года у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии агентству не предоставили.
В ближайшие восемь лет грузы с высокой добавленной стоимостью (все грузы, за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден.
По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет, как минимум, 219 млн тонн в год.
В РЖД отметили, что с 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн, при этом компания планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счет сдачи объектов модернизации в течение года и технологических мероприятий.
Напомним, что в правительстве России и в бизнес-среде продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в восточном направлении. Участники рынка и представители исполнительной власти отмечают наличие большего объема грузов, тяготеющих к Восточному полигону, чем прогнозирует Минвостокразвития.
Разворот транспортных потоков на Дальний Восток привел к резкому повышению требований к срокам модернизации Восточного полигона, заявил летом 2022 года в ходе выездного совещания в Хабаровске заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. В соответствии с приведенными им данными, объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн, прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн.
Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года коммерческими участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, модернизация Восточного полигона ведется по поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год.
Подробнее о прогнозах Минэкономразвития и оценке грузопотока читайте в материале ИАА «ПортНьюс» >>>>