Севмаш спроектировал главный упорный подшипник валопровода для атомохода проекта 22220 «Чукотка»
Подшипники весом 25 тонн будут самыми большими в истории предприятия
Специалисты производственного объединения «Севмаш» (ПО «Севмаш», Северодвинск, входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) спроектировали главный упорный подшипник валопровода для универсального атомного ледокола проекта 22220 «Чукотка». Расчетный вес одного изделия составляет 25 тонн. Предполагается, что это будут самые большие подшипники в истории предприятия. В работе над проектом задействована внутризаводская кооперация — 14 цехов и 10 подразделений, сообщает пресс-служба Севмаша.
Разработкой комплекта рабочей документации занималось проектно-конструкторское бюро «Севмаш». Техническое задание было получено на три подшипника. Сейчас ведется подготовка производства. Научно-технологическое управление предприятия разработало технологический процесс изготовления и испытаний подшипников. Специально для производства крупногабаритных изделий модернизируется производство. В механическом цехе усовершенствуется участок заливки вкладышей баббитом (специальный сплав олова и меди), где будет установлена новая камерная электрическая печь, позволяющая увеличить габариты термообрабатываемых деталей.
Предприятие также разработало документацию на главный упорный подшипник для атомохода «Арктика», планируется заключение договора на поставку подшипников для ледокола «Лидер».
Атомоходы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире. Их главная задача — обеспечение круглогодичной навигации в Западном районе Арктики. Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России. По заказу Росатома на Балтийском заводе будет построено пять атомоходов этого проекта. В состав атомного ледокольного флота уже вошли «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сейчас на Балтзаводе ведется строительство атомных ледоколов «Якутия» и «Чукотка». Их сдача заказчику запланирована на 2024 и 2026 годы.
Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина — 173,3 м; ширина — 34 м; высота борта на миделе до ВП — 15,2 м; высота общая — 52 м; осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м; минимальная рабочая осадка — 9,2 м; водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; назначенный срок службы — 40 лет; экипаж — 53 человека. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.
Первый атомоход проекта 10510 «Россия» (ЛК-120Я, шифр «Лидер») был заложен 6 июля 2020 года. Государственным заказчиком строительства ледокола является госкорпорация «Росатом», застройщиком — ФГУП «Атомфлот», ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край) — единственный исполнитель данного контракта. Длина нового атомохода составит 210 м, ширина — 47 м, осадка — 13 м.
Ледокол следующего поколения «Лидер» будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400, в 1,8 раза более мощных в сравнении с реакторами РИТМ-200, созданными для универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (головное судно серии — «Арктика»). Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит судну преодолевать льды толщиной до 4 м. Ледокол будет способен прокладывать канал шириной около 50 м. Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути (СМП).
Всего планируется построить не менее трех ледоколов этого типа.
АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» — крупнейший многопрофильный судостроительный комплекс России. Основу производственной программы составляют четыре главных направления: выполнение гособоронзаказа, участие в военно-техническом сотрудничестве, строительство морской техники для освоения шельфа и гражданское судостроение, выпуск продукции для машиностроительной и нефтегазодобывающей отраслей.
Ссылки по теме:
На Севмаше оптимизируют методики испытаний строящихся АПЛ четвертого поколения >>>>
Росатому до 2035 года понадобится три МСАТО для обслуживания атомных реакторов ледоколов проекта 22220 >>>>
Контракт на пятый и шестой серийные атомоходы проекта 22220 может быть подписан в декабре 2022 года — Вячеслав Рукша >>>>