Документально оформлено и подтверждено лишь менее 1% от всех допзатрат
Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов призвал привести в соответствие обязательства сторон по договорам программы «квоты под киль» и фактически понесенные расходы при строительстве рыбопромысловых судов, включая дополнительные затраты, возникающие из-за внесения заказчиками изменений в проекты. Об этом глава корпорации рассказал в ходе совещания, организованного комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, сообщается в Telegram-канале ОСК.
Совещание «О ходе реализации инвестиционных проектов по строительству судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов» состоялось 20 декабря под председательством первого заместителя председателя комитета Сергея Митина в формате ВКС.
Алексей Рахманов рассказал о планах строительства и причинах, негативно влияющих на реализацию программы инвестквот на предприятиях корпорации, главной из которой является отказ от поставки заказанных и даже оплаченных комплектующих рыбопромысловых судов компаниями недружественных стран, а также связанных с ним поиском замещающего оборудования и перепроектированием. По его словам, строительство рыбопромысловых судов, особенно головных, также существенно замедлялось из-за внесения изменений в проекты со стороны заказчиков уже в ходе строительства, что повлекло за собой неоднократные переделки. При этом на формализацию изменений заказчики шли крайне неохотно, и «в результате документально оформлено и подтверждено лишь менее 1% от всех допзатрат, которые мы видим по этой части», пояснил он.
Глава ОСК проинформировал участников совещания о том, что независимый аудит корпорации, решение о котором было принято на совещании у президента РФ в августе 2022 года, закончен. «В целом аудиторы подтвердили фактические расходы верфей, мы уже доложили об этих итогах в Минпромторге. В ближайшее время, поскольку нам нужно исполнять поручение президента, будем обсуждать результаты аудита с Минфином».
Решить сложившиеся проблемы способны меры государственной поддержки судостроителей, в том числе субсидия на строительство рыбопромысловых судов на дальневосточных верфях. Также Алексей Рахманов призвал привести в соответствие обязательства сторон по договорам и фактически понесенные расходы при строительстве судов. «Я бы очень просил коллег-рыбаков уйти от чисто защитной позиции. Я понимаю, что это неприятно, что это дополнительные деньги, что всем нужно обслуживать кредиты, но при этом почему мы, корабелы, должны быть единственными в этой сложной ситуации, отвечающими в том числе за отсутствие определенных мер господдержки?» – обратился к участникам совещания, представляющим рыболовецкие компании, глава ОСК.
Добавим, программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране ‒ от Калининграда до Камчатки. Как сообщало в октябре 2022 года Росрыболовство, в рамках первого этапа инвестквот в России строится 105 судов: 64 ‒ рыбопромысловых, 41 ‒ краболов. К концу октября построено 10 судов (семь рыбопромысловых и три краболова), в том числе в 2022 году одно рыбопромысловое судно и один краболов. По данным ведомства, возможно завершение строительства в 2022 году еще пяти рыбопромысловых судов и двух краболовов.
Из-за санкций и проблем в реализации головных серий судов на первом этапе правительство РФ продлило на два года, с пяти до семи лет, срок выполнения инвестпроектов по строительству флота. Ряд государственных деятелей предлагал отложить рассмотрение законопроекта о втором этапе инвестквот и провести его общественное обсуждение.
20 декабря Государственная дума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон, предусматривающий реализацию с 1 января 2023 года второго этапа инвестиционных квот на добычу водных биоресурсов. Поправки в Закон о рыболовстве предполагают распределение под инвестиции 24% ОДУ минтая и сельди на Дальнем Востоке и проведение аукционов по реализации оставшихся 50% ОДУ на добычу крабов и 100% ОДУ моллюсков. Старт программы запланирован на 2023 год. В результате на Дальнем Востоке будет перераспределено 633 550 тонн водных биоресурсов, в том числе 69 550 тонн крабов, моллюсков и прочих водных беспозвоночных.
По предварительным данным, планируемый перспективный портфель заказов по второму этапу инвестквот включает более 70 судов, из которых до 35 предназначены для ловли краба.
Ссылки по теме:
ОСК введет повышенный финансовый контроль за судостроительными контрактами >>>>
Портфель заказов по второму этапу «инвестквот» включает более 70 судов, в том числе до 35 краболовов >>>>
Госдума приняла закон о втором этапе инвестквот >>>>